Мэр-транспортник не уберёг Красноярск от коллапса
В сфере транспорта в Красноярске сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, в официальном поле фигурируют позитивные сообщения о модернизации и развитии городского общественного транспорта. С другой, пандемийный 2020-й привёл к транспортном коллапсу, которому высокотехнологичные реформы не помогут.
Так, летом 2020 года в администрации Красноярска подписали распоряжение об утверждении стандарта транспортного обслуживания населения, в соответствии с которым в ближайшие три года все без исключения маршрутные автобусы будут оснащены информационными мониторами с отображением названий следующих остановок. Стандарт также предусматривает установление минимального расстояния от многоквартирных домов до остановочного комплекса и введение месячных проездных без ограничения числа поездок и пересадок.
Следом, в сентябре, в краевом министерстве транспорта сообщили о масштабной реформе по оборудованию городских автобусов, трамваев и троллейбусов валидаторами — терминалами бесконтактной оплаты. Звучало намерение оборудовать валидаторами всю транспортную сеть города. И поставщика оборудования представили — красноярскую компанию «Айком» (ОГРН: 1192468006235).
А в ноябре в рамках федерального финансирования был размещён тендер стоимостью 113 миллионов рублей на покупку программного обеспечения для создания интеллектуальной транспортной системы. Цель — сделать движение на дорогах более безопасным, а передвижения в общественном транспорте — более комфортным.
Однако все позитивные маркеры развития общественного транспорта нивелируются глобальными последствиями пандемии, которые обрушились на красноярцев в виде инфернальных давок в общественном транспорте. Горожане повально жалуются на переполненные автобусы. Перевозчик 65-го маршрута Анна Ялтонская в разговоре с изданием «Дела» заявила, что причина в отсутствии водителей, которые во время пандемии стали уходить на работу в такси, а иностранные работники вернулись на родину. По её словам, вторым фактором являются транспортные пробки в городе — они увеличивают интервалы движения между автобусами.
Вместе с тем в красноярских соцсетях срезонировала новость, что в городе могут повысить цену проезда в общественном транспорте — с нынешних 26 рублей до 30 рублей. В роли резонатора для общественного мнения выступил учредитель ассоциации пассажирских перевозчиков Красноярского края Михаил Омышев, который рассказал телеканалу ТВК, что перевозчики до сентября намерены обратиться к властям с просьбой поднять тариф на проезд. Среди причин он назвал падение доходов из-за пандемии и ужесточение экологических требований к транспорту (экостандарт не ниже Евро-4).
«У нас разный процент на каждом маршруте. У кого-то пассажиропоток упал на 65%, а у кого-то на 50%. Соответственно, у кого-то уволились несколько водителей, а у кого-то десятки. В зависимости от этих утрат и возникли сегодняшние проблемы – мы не можем одномоментно возместить водителей категории D с опытом и со стажем», — сказал Омышев.
Сфера транспорта действительно пострадала за время пандемии. Из-за карантинных ограничений пассажиропоток упал и пока не восстановился до допандемийных показателей. Желание перевозчиков возместить выпадающие доходы за счёт кошельков пассажиров может показаться логичным. Однако в Красноярске относительно недавно уже повышали цену на проезд — в феврале 2019 года тарифы повысили с 22 до 26 рублей. Новый рост цен, тем более с таким небольшим интервалом, может привести к росту социального напряжения.
Примечательно, что коллапс транспортной системы в Красноярске происходит при градоначальнике, который является специалистом в сфере перевозок.