Кому выгодно уменьшение парковочного норматива в Томске?
В Томске прошло оперативное совещание, где вновь заговорили о нормативе машиномест для дома. Из чиновников были: заместитель губернатора Евгений Паршуто, начальник департамента архитектуры и строительства Томской области Дмитрий Ассонов, и.о. мэра Михаил Ратнер, заместитель мэра Алексей Макаров, замначальника городского департамента архитектуры Сергей Чиков и спикер гордумы Чингис Акатаев. Слово – последнему.
«Теперь, что касается нормативов по парковкам. Ранее депутаты городской Думы провели серию выездов в разные микрорайоны города для изучения вопроса. В основном смотрели новые и застраивающиеся территории. Наш вывод, что норматив 0.5 машиномест на одну квартиру даже обсуждать не стоит, если в комплексе со строительством жилья не планируется строительство каких-то типовых гаражных комплексов, где за разумные деньги, либо в режиме максимального благоприятствования для гаражных кооперативов будут предоставлены машиноместа. Вообще стоит подумать и разработать разные концептуальные подходы. У нас есть хороший пример, строящийся Михайловский парк. Там внутри дворов нет мест для машин. Парковка будет как под домами, так и с наружной стороны. Дворы же остаются только для рекреационных зон, спортивных и детских площадок. Кроме того, и это наша принципиальная позиция, все должно быть в комплексе с развитием сети общественного транспорта в новых микрорайонах. Истории, которые имели место в Зелёных горках и Радонежском, повториться не должны», – написал в своём Телеграм-канале Акатаев.
«Норматив 0.5 машиномест на одну квартиру даже обсуждать не стоит». Ладно. Но 0.7 ведь ненамного больше. В новом микрорайоне на улице Федоровского он столько и составит. Это решение приняла комиссия по землепользованию и застройке администрации. Напомним, сейчас на одну квартиру должна приходиться одна парковка. Мэрия отмазалась – дескать, изменения норматива вызваны сложной геометрической конфигурацией земельного участка и особенностями рельефа местности территории, имеющей большие перепады высот.
Про то, что «парковка будет как под домами, так и с наружной стороны». Это, конечно, замечательно, но если за стоянку будет взиматься плата – не разово вместе с квартирой, а ежемесячно – рядовые томичи вряд ли оценят ноу-хау. Обычно паркинг – дорогое удовольствие. Согласно Росстату, аж 27,2 % молодожёнов в Томской области позволить себе ничего, кроме еды и одежды. 3,7 % – вообще недоедают. Многие ипотеку-то еле тянут, автокредит. Где им взять денег на оплату паркинга, Чингис Маметович?
Так или иначе, уменьшение норматива выгодно только застройщику. Застройщик в городе, можно сказать, один – «Томская домостроительная компания». Генеральный директор ТДСК Александр Шпетер, помимо того, что богатейший (даже по федеральным меркам) бизнесмен, ещё и депутат Законодательной думы Томской области. Он – власть. Теперь понятно, почему этот вопрос из раза в раз поднимается чиновниками?
Предыстория
В конце ноября 2020 года Алексей Макаров сообщил о том, что планируется временно уменьшить норматив по количеству машиномест для каждого дома, строящегося в целях расселения ветхого и аварийного жилья. Временно – это до 2024 года, до окончания реализации нацпроекта «Жильё и городская среда». Тем самым местная власть хотела добиться снижения цены квадратного метра.
Известно, что по нацпроекту «Жилье и городская среда» в 2020-2021 годах в Томской области планируется переселить 820 человек из 309 квартир в аварийных домах в Томске, Томском и Каргасокском районах. В 2020 году общий объем финансирования программы расселения ветхого и аварийного жилья в регионе составил 675 миллионов рублей. Заказчик – областное государственное казённое учреждение «Облстройзаказчик», получившее необходимые территории. В Томске возведение таких домов ведётся на переулке Целинном (в них планируется расселить 368 жителей ветхих и аварийных домов). Скоро под застройку выделятся участки в микрорайонах Солнечная Долина и Черемошники.
В нынешнем году депутаты заговорили об уменьшении норматива для всех новостроек. С похожей инициативой выступали в 2017, но тогда большинство народных избранников проголосовало против.