Умерла читинская писательница Елена Стефанович – автор скандального "Дурдома"
Не стало известной писательницы из Забайкалья Елены Стефанович. Она умерла в реанимационном отделении клинической больницы в Чите. Ей было 69 лет. Свои соболезнования родным выразили губернатор Александр Осипов и министр культуры края Ирина Левкович. Но где была местная власть, когда Елена Викторовна ютилась в общаге, когда перебивалась с копейки на копейку?
О смерти Стефанович сообщил её сын Максим:
«Делать тайну из смерти своей мамы я не буду. Мама умерла из-за наслоившихся друг на друга болезней. Здесь был и тяжёлый сахарный диабет, и тяжёлая гипертоническая болезнь, и подчелюстной абсцесс и много чего ещё, во что я просто не хочу сейчас вдаваться – для этого будет другое время и другое место.
Скажу главное – мама ушла в сознании в окружении очень хороших докторов, которым я выражаю признательность за то, что они сделали для мамы. Но так решил Всевышний, воля которого для меня священна. Спасибо как докторам, так и медсёстрам, в особенности заведующей челюстно-лицевой хирургии. Спасибо заместителю главврача за человеческий подход», – написал тот во «ВКонтакте».
Елена Викторовна перенесла около 150 операций. Вообще, на её жизнь выпало очень много бед и трудностей. Настолько много, что даже не верится. Родилась Стефанович 24 октября 1951 года в посёлке Сусуман Магаданской области в семье заключённых. Мать отбывала срок за опоздание на работу (да-да, суровые сталинские времена!), отец за кражу булки хлеба. Когда Иосиф Виссарионович «покинул» пост руководителя СССР, Стефановичи перебрались в Читу.
В школе Лена начала заниматься журналистикой, публиковала свои материалы в районных газетах, выступала на радио. Отец же после переезда пристрастился к спиртному: устраивал скандалы, бил жену и дочь. На этом фоне Лена впала в депрессию. Итог: заключение в психиатрическую больницу. Ужасы, происходившие с ней в сумасшедшем доме, легли в основу повести «Дурдом» – 1989 год, тираж более миллиона экземпляров.
«Летом 1988 года, ошеломленная, я вышла из старинного читинского особняка по ул. Калинина, 97, прошла до ближайшей скамейки и обессилено опустилась на жесткое сидение… Итак, только что закончившаяся специальная комиссия областного психоневрологического диспансера сочла возможным снять меня с психического учета, на котором я числилась 21 год. Естественно, отменялся и мой диагноз – "хроническое психическое заболевание в форме шизофрении с детства". Значит, все позади? Значит, 21 год боли, душевной муки, вечной боязни "как бы опять не сочли сумасшедшей!" – все это уходит в безвозвратное прошлое? Но годы, годы – 21 год жизни! Разве можно их "списать в архив"? Разве можно забыть то, за что заплачено юностью, молодостью, здоровьем?», – пишет Стефанович в послесловии.
21 год! Именно в больнице она провела 10 лет. Её пичкали таблетками, «лечили» током (электросудорожная терапия), заворачивали голой в мокрые простыни и оставляли на ночь.
Первый поэтический сборник вышел 1981 году под название «Создать себя». Затем упомянутый «Дурдом», «Девочка из КВД» (1993 год), «Чмарь» (1996 год), «Барак» (2007), «Лом-баба» (2009 год), «Овца» (2011 года).
Казалось бы, столько выпущено книг, чего не жить на гонорары? Но и тут не всё так гладко. «Пираты» наживались и наживаются на её творчестве, о чём она неоднократно заявляла. Вот, например, видеообращение к читателям, записанное 3 года назад. Поэтому денег литература приносила мало. До самой смерти Стефанович жила в крохотной комнате общежития. Бедствовала. Властям было плевать на заслуженного работника культуры Читинской области. Зато теперь опомнились.
«Елена Стефанович была талантливой и непохожей на других писательницей, поэтессой, журналистом. Творчество Елены Стефанович – близкое и знакомое многим забайкальцам. Её уход из жизни – это невосполнимая утрата. Светлая память о ней сохранится в сердцах земляков», – сказал Осипов.
Скоро наверняка заговорят о том, что какая-нибудь читинская улица или парк должна носить имя забайкальской писательницы. У Сергея Гандлевского есть такие строки: «Умру полюбите, а то я вас не знаю». Вот-вот.
***
Луна повисла на сосне
лимонной долькою.
Над миром воцарился снег
на время долгое.
Я этот мир тебе дарю
за все хорошее!
Пойдем с тобой встречать зарю
в лесок заброшенный.
Она ночует там в снегу,
укрывшись тучею.
Удасться –
с дерева сниму
звезду падучую.
И будешь видеть,
как во сне,
виденье долгое:
луна повисла на сосне
лимонной долькою…
1982 год