Навариться и слиться: уроки бизнеса от СК «Колымская»
В редакцию Бабра обратилась иркутянка, которая пострадала от реформ страховой компании «Колымская». Приводим выдержки из письма, а заодно и анализируем ситуацию.
Ирина рассказала, что в 2006 году застраховала свою пожилую маму по программе ритуального страхования. Она рассчитывала, что внесёт страховой взнос и её мама, как это принято у стариков, перестанет откладывать «гробовые», расслабится и поживет в своё удовольствие. Она внесла 12,5 тысячи рублей, по тем временам не маленькая сумма. Для сравнения – прожиточный минимум для пенсионеров тогда составлял 2 618 рублей.
И вот настал июнь 2021 года, когда «Колымская» (ОГРН 1022700930020) объявила о расторжении договоров ритуального страхования.
Подробнее можно почитать тут.
«Они 15 лет пользовались моими деньгами, могли их приумножить в десятки раз, а сейчас предлагают мне вернуть 40% от суммы. Понимаете, тогда похороны стоили 12, 5 тысячи, а сейчас стоят 68 тысяч рублей. На те деньги, которые мне вернут я просто не застрахую сейчас человека и похоронить самостоятельно тоже не смогу», – делится Ирина.
Журналисты Бабра поговорили и с другими застрахованными лицами. Большая часть опрошенных утверждает, что при таких условиях они вынуждены согласиться на заключение договора с другой, никому неизвестной компании. Судя по всему, речь идёт о АО «Д2 Страхование».
А застрахованному по ритуальной программе лицу предлагают заключить договор с другой компанией, «дочкой» нынешней. Источники Бабра сообщили, что речь идёт о ООО «Сервисная компания Колымская» (ОГРН 1192724012612), руководитель у обеих «Колымских» один и тот же – Григорий Лесков.
Одним из условий является доплата – приблизительно от 20 до 50 тысяч рублей. Очевидно, что такие внушительные суммы формируются из разницы цены первоначального договора и нового. Надо ли говорить о том, что далеко не у всех есть средства для доплаты.
То есть «Колымская» мало того, что долгие годы пользовалась средствами застрахованных лиц, многократно приумножая их, так ещё и «догнала» разницу в цене. Гениально, просто, но жутко беспринципно.
Вот что по этому поводу пишет Сергей Беспалов:
– Если коротко – до 2020 года дела у компании шли неплохо, компания росла. На текущие выплаты тратилось примерно 50% всех собранных поступлений.
Но как с этими деньгами обращались – непонятно, потому что по итогам 2020 года аудитор нашел дыру между обязательствами и активами больше 150 миллионов рублей.
В первом квартале у «Колымской» что-то произошло, и на выплаты стало уходить больше 80% собранных средств. Предположу, что проявились последствия ковида – клиенты начали умирать и от ковид, и от последствий, и от непролеченных других заболеваний во время эпидемии.
Компания приняла решение сдать лицензию и прекратить деятельность.
По закону она обязана передать весь страховой портфель другой компании, которой стала компания D2.
В процессе передачи «Колымская» с целью снижения своих обязательств начала процедуру перезаключения договоров на менее выгодных для страхователях условиях.
На мой взгляд, в сложившихся обстоятельствах эта целая россыпь статей УК - 159.5, 172.2, 177, 179.
Смысл такого перезаключения – уменьшить обязательства акционеров компании перед застрахованными, и перед D2 (ей передаются и активы и обязательства с дырой). Ведь дыру придется закрывать за счëт акционеров (которые там ни разу за 25 лет не менялись).
Нельзя не сказать и о том, что возмущенные люди действительно намерены обратиться в правоохранительные органы для защиты своих интересов. Другой вопрос – будет ли толк? Юристы страховой предусмотрели и этот вариант, а значит готовы к схватке.
А Бабр следит за развитием событий.