Жители Сухой Балки против «Транснефти»: Новая надежда
Жители посёлка Сухая Балка под Красноярском уже пять лет судятся с «Транснефтью» за свои дома. Люди официально покупали участки, строили дома со всеми необходимыми разрешениями – а в итоге оказались вынуждены сносить свое имущество. Дело в том, что множество участков оказались в границах минимальных расстояний от магистрального нефтепровода Анжеро-Судженск – Красноярск, проходящей по краю посёлка. Теперь у людей появилась надежда отстоять свои права и получить компенсацию от местной администрации.
Краткий экскурс в историю
В 1974 году ввели в эксплуатацию участок магистрального нефтепровода Анжеро-Судженск — Красноярск. В 1976 году был образован населенный пункт Сухая Балка – на тот момент, еще не вплотную к нефтепроводу. В советское время краевой совет депутатов четко следил, чтобы в пределах охранной зоны не выдавали землю под застройку без согласования с управлением транссибирских магистральных нефтепроводов.
После перестройки Емельяновская администрация решила пренебречь советскими нормами и законами и начала переводить прилегающие к нефтепроводу участки из категории земель сельскохозяйственного назначения и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства в категорию земель населенного пункта. После этого участки начали распродавать без каких-либо обременений, новым владельцам выдавали разрешения на строительство, а затем и свидетельства о праве собственности.
Еще в 1999 году закон о газоснабжении обязал правительство РФ утвердить положение об охранных зонах трубопроводов и положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов – но до сих пор такого положения нет, и правовой режим устанавливается в соответствии со СНиП 2.05.06-85*, утвержденным еще в 1986 году. Согласно СНиП, зона минимальных расстояний от нефтепровода Анжеро-Судженск — Красноярск составляет 150 метров. Строительство в этой зоне возможно только по согласованию с собственником трубопровода.
Судя по спутниковым снимкам, в 2007 году в 150-метрову зону попадало меньше десяти отгороженных участков и всего четыре дома, остальную площадь занимали поля. Начиная с 2011 года здесь начинается активная застройка. На текущий момент в границах минимальных расстояний находится несколько десятков домов.
«Транснефть», администрация и собственники
Из материалов, предоставленных «Транснефтью» в суде, следует, что как минимум с 2014 года компания оповещала о существовании нефтепровода и соответствующей зоне в 150 метров в газете «Емельяновские веси». В 2011 году, когда участок начали застраивать, глава Емельяновского района Евгений Степанов получил уведомление о нарушении охранных зон и минимально допустимых расстояний до магистральных нефтепроводов высокого давления. Администрация даже признала указанные нарушения о пообещала не допустить их в будущем. Однако исполнено это не было.
В 2014 году был утвержден генплан Сухой Балки, расширивший территорию сельского поселения ровно до границы трубопровода. Согласований с «Транснефтью», конечно, не было. Стоит отметить, что сама компания выставляла на местности таблички с указанием охранной зоны трубопровода. Вот только эта зона, в которой вообще запрещено возведение каких-либо объектов, составляет всего 25 метров – и в ней как раз нет ни одного дома. А о существовании 150-метровой зоны, в которой разрешено строительство только по согласованию, собственники и покупатели участков не знали – в их документах нет никаких отметок о возможном обременении. В ЕГРН эта зона также не обозначена – поскольку пока нет закона, по которому компания обязана вносить такие сведения. Соответствующие информационные таблички же «Транснефть» начала устанавливать уже после первых судебных заседаний.
В 2016 году жильцы 8 домов в поселке получили судебные иски: «Транснефть» требовала снести все строения, попадающие в зону минимальных расстояний. Напомним: люди официально приобретали участки, у них на руках есть документы на право собственности, здания зарегистрированы и поставлены на кадастровый учет. Ни на одном из бюрократических этапов не было указаний на то, что их дома могут оказаться вне закона. Более того – по словам жителей и после начала судебных разбирательств администрация продолжила выдавать разрешения на земли.
Буква закона и социальная ответственность
Кажется, виновники в этой истории очевидны: это администрация Шуваевского сельсовета, к которому относится поселок, и Емельяновского района. Зная о существовании трубопровода и соответствующих ограничениях, чиновники продолжали выдавать людям недостоверные документы. К этому мы еще вернемся. Однако и «Транснефть» выглядит не в лучшем свете. На судах компания уверяет: они требуют сноса не для того, чтобы досадить людям, а чтобы защитить их жизнь и здоровье. Но если нефтяников так заботит судьба жителей, что мешало им сообщить о наличии ограничений непосредственно собственникам участков? Почему информационные таблички о существовании 150-метровой зоны появились только в 2017 году? Уже после первых судов человек, представлявшийся сотрудником компании, обходил дома и предлагал жильцам подписать документ о том, что они осведомлены о наличии нефтепровода. Подписывать такую бумагу задним числом люди, естественно, отказались. Но если бы такой человек пришел до начала строительства – разве стали бы люди вкладывать огромные деньги в строительство домов? Да, закон «Транснефть» не нарушала. Но почему компания, которая так гордится своими проектами в области формирования благополучной социальной среды, не проявила той самой социальной ответственности? Похоже, этот вопрос так и останется без ответа.
Судебные решения о сносе могут быть пересмотрены
23 июня Верховный суд опубликовал обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов. В обзоре есть несколько пунктов, дающих надежду жителям Сухой Балки.
Во-первых, здания, возведенные с нарушением установленных ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал о таких ограничениях, с августа 2018 года больше не могут считаться самостроями. В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 392 ГПК РФ, дела о сносе самовольных построек, рассмотренные до этой даты, могут быть пересмотрены.
Считается, что собственник осведомлен о существовании ограничений, если таковые внесены в ЕГРН, обозначены на местности или указаны в градостроительном плане. Как мы помним, в Сухой Балке не было соблюдено ни одного пункта.
Снос зданий, расположенных в границах минимальных расстояний до магистрального трубопровода, сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения таких объектов недвижимости, возможен только при условии предварительного возмещения. Лица, ответственные за выплату соответствующего возмещения, определены в части 41 статьи 26 Закона № 342-ФЗ.
В случае, если здания построены с разрешения органов местного самоуправления или государственной власти, а также если вид разрешенного использования участка предусматривает такое строительство без выдачи разрешения – выплату осуществляют те самые органы местного самоуправления или государственной власти.
Расплата близко
Похоже, над администрацией сельсовета и района навис дамоклов меч. Ведь компенсацию могут потребовать не только те собственники, которые уже получили судебные решения, но и все владельцы домов, попадающих в зону минимальных расстояний – а таких чуть меньше двух сотен.
В обзоре Верховного суда есть похожее судебное дело – на орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок, вид разрешенного использования которого допускал строительство, возложили обязанность возместить убытки, причиненные в связи со сносом жилого дома и хозпостроек. В состав убытков включили рыночную стоимость жилого дома и хозяйственных построек, расходы по их сносу, а также разницу между рыночной стоимостью земельного участка без учета и с учетом ограничений.
Хозяйка одного из спорных домов Сухой Балки рассказывала, что участок в 12 соток и дом без отделки обошелся им в 2016 году в 3,7 миллиона рублей. Похоже, компенсация всем пострадавшим от их неправомерных действий обойдется чиновникам в круглую сумму. Остается посоветовать жителям Сухой Балки воспользоваться своим законным правом и затребовать положенные выплаты. После этого ответственными лицами явно заинтересуются контролирующие органы. Ведь одно дело, когда страдают интересы рядовых граждан, и совсем другое – когда на компенсации будут потрачены бюджетные деньги.