Всё ради туристов: половые клетки омуля пересадят другой рыбе
Почти четыре года прошло с тех пор, как введены ограничения на вылов байкальского омуля. Напомним, что запрет действует с 1 октября 2017 года. После введения запрета легитимным считается лишь любительский подлёдный лов омуля на удочку. В Иркутской области и Бурятии разрешён суточный улов до пяти килограммов. Он предназначен только для личных нужд.
Уже четыре года ни туристы, ни жители Прибайкалья не могут полакомиться вкуснейшей рыбой. Конечно, браконьерство никто не отменял. Как сообщает природоохранная прокуратура, только за весенний нерест в 2021 году было изъято около четырёх тонн рыбы, добытой незаконным способом.
По данным Лимнологического института СО РАН, в Байкале обитает 20-25 тысяч тонн омуля. Однако это данные 1994 года. С тех пор не проводили точного подсчёта его численности. Поэтому точную численность омуля никто не знает. Но не так давно – в сентябре 2021 года - специалисты Всероссийского научно-исследовательского института рыболовного хозяйства и океанографии решили это исправить и провести впервые за 25 лет гидроакустическую съёмку Байкала. С помощью неё можно будет узнать о состоянии популяций омуля.
Тем временем иркутские учёные тоже не сидят на месте. Специалисты из Лимнологического института СО РАН исследуют механизмы размножения и эволюции этого вида. Об их работе поведал портал «Год науки РФ».
Как оказалось, иркутские биологи изучают рыб с помощью секвенирования, полимеразной цепной реакции (та самая ПЦР) и других методов. Всего по этой теме провидится несколько работ, но самая интересная из них одна. Это межвидовая трансплантация половых клеток рыб.
Омуль относится к роду сигов. Учёные выяснили, что также к сиговым относится рыба-тугун. Это натолкнуло исследователей на идею: а почему бы не пересадить половые клетки омуля тугуну? Это позволит и сохранить популяцию омуля, и порадовать туристов.
Почему именно тугун, учёные объясняют:
«Она замечательна тем, что к году достигает половозрелости, тогда как озёрный байкальский сиг начинает метать икру с шести лет и позже. Если тугуну подсадить первичные половые клетки других видов рыб, к примеру, ценных или исчезающих, то потомство можно получить через год».
Получается что-то вроде суррогатного материнства. Эксперименты в этом направлении ужё проводятся прямо в стенах ЛИН СО РАН. Сейчас идут эксперименты по криоконсервации половых клеток - в институте создан криобанк половых продуктов эндемичных байкальских промысловых рыб (омуля, сига, осетра). Приобретены специальные наборы, чтобы метить эти клетки перед трансплантацией. И даже тугуна, готового стать суррогатной мамой, вырастили.
Также в институте разместили пресноводный аквариумный комплекс байкальских гидробионтов. С виду он выглядит как тазики с водой, но на самом деле в них созданы условия, максимально приближённые к естественной среде обитания байкальских эндемиков. Более того, аналога такого аквариумного комплекса в мире больше нет.
Конечно, выпускать в Байкал таких гибридов никто не планирует. Это называется биологическое загрязнение. Да и на исследование нужны деньги, а они пока закончились.