Инсайд. Полпреды СФО: от первого к последнему
Вспоминаем, чем занимались пять сибирских полпредов и предполагаем, чем будет заниматься шестой.
Первым полпредом был Леонид Драчевский, назначенный на эту должность в 2000 году. В прошлом – известный спортсмен, участник Олимпийских игр, затем дипломат высокого ранга. Его главной задачей была незаметная, но нужная в тот период работа – привести разношерстное региональное законодательство в соответствие с федеральными нормами. Драчевский охотно посещал публичные мероприятия и был на виду. Невиданную для региональных элит активность проявляла и его жена. Ирина Драчевская в скором времени возглавила дирекцию по реконструкции знаменитого оперного театра в Новосибирске. На ремонт были потрачены огромные по тем временам суммы, а на открытие театра после реконструкции приезжал Владимир Путин.
Сменивший в 2004 году Драчевского второй полпред генерал Анатолий Квашнин, до назначения в Сибирь занимал пост начальника Генштаба ВС России. Рассказывают, что ему принадлежит легендарная фраза: «Если Генштаб – мозг армии, то я – его главная извилина». Квашнин заставил говорить о себе с первых дней. Одной из первых его поездок стало посещение выставочного центра Сибирского отделения Российской академии наук, где из всех научных разработок наибольшее впечатление на генерала произвели самонагревающиеся стельки. Стельки так понравились Квашнину, что он тут же стал звонить начальнику тыла ВС России с предложением поставлять их в армию. Впрочем, не чуждой для Квашнина была и культурная жизнь. Так, поздравляя с юбилеем известнейшего дирижера Арнольда Каца, Квашнин отметил, что успех и мировое признание маэстро предопределили командирские качества, которые дирижер приобрели за шесть лет службы в армии в офицерском чине.
В 2010 году третьим полпредом в СФО стал Виктор Толоконский, занимавший до этого пост губернатора Новосибирской области. От его назначения многие ждали активного лоббирования интересов сибиряков – как-никак, но он был первым «доморощенным» полпредом. Вероятно, это был период, когда Кремль действительно пробовал в качестве полпредов местные кадры. Ведь почти в этот же период полпредом на Дальний Восток был назначен хабаровский губернатор Виктор Ишаев.
В 2014 году прошли серьезные перестановки в рядах губернаторов. Толоконский был назначен на Красноярский край, а пост полпреда занял генерал Николай Рогожкин, бывший до назначения главнокомандующим Внутренних войск РФ. За два года работы в Сибири Рогожкин более всего запомнился своей версией причин массовых лесных пожаров. На одном из высоких совещаний генерал заявил, что в пожарах виновны диверсанты-поджигатели из числа оппозиции. Собрались оппозиционеры, прошли инструктаж, просчитали точки поджогов и провели диверсионные акты, – поделился своими выводами полпред Рогожкин.
Генерала Рогожкина в 2016 году сменил пятый полпред адмирал Сергей Меняйло, перебравшийся в Сибирь из Севастополя. Полпред-адмирал запомнился как приверженец ЗОЖ, неизменно нырял в крещенскую прорубь и устраивал разносы региональным чиновникам за ликвидацию последствий наводнения в Тулуне и организацию противодействия пандемии в первую «ковидную» волну. Пробыв в должности полпреда почти пять лет, Сергей Меняйло был назначен и.о. главы Республики Северная Осетия, откуда он родом.
Назначение Анатолия Серышева – повод напрячься и задуматься всем региональным элитам – от губернаторов до депутатского корпуса и представителей крупного бизнеса. От него вряд ли стоит ожидать высокой публичности и предельной открытости. Не исключено, что назначение Серышева в первую очередь связано в его «основным профилем» – кадровой работой. То есть, наблюдать, подбирать, расставлять, опекать, проверять, а при необходимости – «чистить» региональные кадры. А мы хорошо понимаем, что кадровые «сдвиги» в России – всегда тектонические…