Грязные деньги мусорного короля Бурятии. Расследование Бабра
Полгода лжи от Дениса Тонконогова как на ладони. Подрядчик в Бурятии скрывает реальные объемы вывезенных отходов и искажает данные в отчетных документах. Бабр представляет неопровержимые доказательства серьезных нарушений в работе бизнесмена.
Напомним, незаконная свалка в Усть-Баргузине – это более 185 000 тонн отходов в особо охраняемой Центральной экологической зоне Байкала площадью около девяти гектаров. Свалка представляет угрозу здоровью местных жителей и опасна для экологии.
В 2021 году Бурятии для утилизации свалки было выделено 420 миллионов в рамках федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология». В июне крупный госконтракт получил ИП Денис Тонконогов – тот самый предприниматель, который вывозит мусор на нелегальные свалки и участвует в махинациях руководства «ЭкоАльянса».
Бизнесмен оформляет сотрудничество с предприятиями и фирмами по «левому» виду предоставляемых услуг, обходя тем самым федеральную реформу, проводит свои доходы мимо «ЭкоАльянса» и более того – вывозит отходы на полигон города Улан-Удэ за его же счет. Об этом Бабр сообщал в своем предыдущем материале.
Так вот, согласно контракту Денис Тонконогов обязан выполнить работы по утилизации Усть-Баргузинской свалки до ноября 2022 года. Однако по факту все, за что он взялся, повлекло за собой кучу грубых нарушений: несоответствие объемов вывезенных ТКО, нарушение графиков, уклонение от системы ГЛОНАСС и весового контроля, а также фальсификация документов.
Неопровержимые доказательства против подрядчика предоставила независимая внешняя экспертиза. Материал был собран с июля по сентябрь включительно.
Только по одним данным системы ГЛОНАСС стал известен целый ряд нарушений по утилизации свалки Тонконоговым.
Начнем с того, что из всех совершенных рейсов (1 621) по вывозу отходов со свалки 84 рейса оказались не зарегистрированными: за июль по данным путевых листов было осуществлено 337 рейсов, но из них 20 рейсов нет в системе ГЛОНАСС. В августе не зафиксировано 18 рейсов из 704, а в сентябре 46 из 580.
Кроме того, у подрядчика есть маршруты, которые вообще не отслеживаются в спутниковой системе или отслеживаются лишь частично. А четыре автомобиля, перевозившие мусор в июле и числившиеся в системе ГЛОНАС, не отмечены в системе весового контроля. Неудивительно и то, что у Тонконогова часто отсутствует привязка к координатам и времени при взвешивании грузовых автомобилей.
При выезде с села Турка девять из десяти груженых автомобилей подрядчика по пути в Улан-Удэ не проходят пункты весового контроля.
По данным пунктов весового контроля Министерства по развитию транспорта Бурятии, было установлено, что по трассе Турка-Новый Уоян из общего количества рейсов (тех же 1621) загадочным образом пропало более половины – 846 маршрутов оказались скрытыми. То есть каждый месяц Тонконогов скрывает около 50 % своих рейсов.
Далее экспертиза обнаружила у ИП Тонгоногова многочисленные нарушения по части объема вывезенных отходов со свалки.
Так, полигоны ТКО города Гусиноозерск (ИП Калашников Н.Д.) и поселка Заиграево (АО «РМЗ»), принимающие отходы у Тонконогова, в отчетных документах указывают объемы, которые не соответствуют данным журнала регистрации отходов. Причем экспертиза выявила расхождения в цифрах на обоих полигонах и за все три месяца: июль, август и сентябрь.
В этом же журнале в Гусиноозерске также отслеживается постоянное исправление (с помощью корректирующей жидкости) объемов отходов, переданных подрядчику. Интересно, сколько денег достается полигонам от бизнесмена за пририсовывание цифр в отчетных документах?
Реальную обстановку на самой усть-баргузинской свалке Денис Тонконогов искусно скрывает благодаря искажению видеонаблюдений. По правилам, установленным Минприроды России, подрядчик должен был организовать стопроцентный охват территории свалки камерами и 24-часовую трансляцию видео.
На деле же камеры видеонаблюдения на объекте рекультивации расположены таким образом, что на видеозаписях невозможно оценить объем и наличие отходов, загруженных на транспортные средства. Также невозможно просмотреть номера автомобилей и транспортные средства, проходящие взвешивание при выезде с территории свалки.
Дошло до того, что некоторые грузовые автомобили, груженные отходами грунта и строительными материалами, покидали свалку с пустым багажом.
Явное увиливание от систем контроля приводит к тому, что невозможно на данный момент оценить реальный объем выполненной подрядчиком работы, что крайне выгодно Тонконогову для совершения своих махинаций, в том числе и отмывания средств из республиканского бюджета.
Результаты экспертизы, без сомнения, заинтересуют правоохранительные органы. Но удастся ли бизнесмену Тонконогову и на этот раз избежать ответственности?