Отравляющее болото: СЦКК губит природу и людей
Селенгинский Целлюлозно-картонный комбинат в Бурятии на протяжении пятидесяти лет отравляет местных жителей и природу опасными производственными отходами. Химикаты попадают даже в Байкал. Бабр продолжает рассказывать о серьезных экологических нарушениях на умирающем комбинате.
Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат (СЦКК) в Бурятии был построен еще в 1973 году для утилизации большого объема отходов, которые образовывались при переработке древесины на бурятском побережье Байкала. Но даже после принятия законов об охране озера, комбинат продолжает работать и загрязнять атмосферу практически неочищенными выбросами.
В прошлом материале Бабр рассказал о некоторых «прелестях» производства комбината, в частности об отстойниках-накопителях, отравляющих местных жителей и окружающую среду:
Теперь мы подробно расскажем, что попадает в Байкал, и какую воду пьют местные жители.
Отстойники-накопители СЦКК, как было сказано в предыдущем материале, негативно воздействуют на состояние подземных вод, а далее и скважин, из которых берет воду проживающее вблизи население. Химический анализ проб подземных вод показывает превышение ПДК во всех скважинах предприятия по ряду элементов: кадмию, марганцу, железу, аммиаку, таловому маслу, нефтепродуктам, сульфату.
Весь этот комплекс опасных веществ, распространяясь в недрах, попадает в протоки Селенги, которая затем втекает в Байкал. Превышение ПДК по множеству показателей делает непригодной воду Селенги, но местные жители десятилетиями потребляют ее, подвергая свое здоровье опасности.
Соединения кадмия, марганца и аммиака приводят к нарушению дыхательных путей, повреждению легких и почек. Кстати, марганец вообще является политропным ядом, который может вызвать мутагенный эффект в организме человека. Превышенный уровень железа приводит к онкологическим заболеваниям, а масла и нефтепродукты оказывают отравляющее воздействие.
В 2010 году СЦКК причинил вред окружающей среде почти на три миллиона рублей.
Сульфатное загрязнение подземных вод сопровождается повышенными концентрациями в подземных водах хлорида, натрия и других макрокомпонентов. И если превышение концентрации этих веществ в подземных водах может быть опасным для человека спустя долгие годы накоплений в организме, то живые существа (водные обитатели рек и Байкала, растительные сообщества) погибают спустя кратчайшие сроки.
В лучшем (или худшем) случае организмы адаптируются к химическому загрязнению среды, накапливая в себе токсиканты, многие из которых могут попасть на стол местных жителей в виде той же рыбы. К слову, Бабр уже упоминал, что с момента основания СЦКК по 1990-е годы промышленные отходы сливались напрямую в Селенгу и в Байкал соответственно, поэтому мутации животных были неизбежны.
Отдельное внимание стоит уделить тому факту, что еще в 2010 году – это спустя 40 лет эксплуатации отстойника ученые отметили распространение загрязненных подземных вод практически на километр в северном и северо-западном направлениях.
Таким образом, под воздействием загрязненных веществ находится не только поселок Селенгинск, но также село Брянск и садоводческое товарищество «Забайкалец», жители которых используют эту воду для питья и хозяйственно-бытовых нужд. Можно предположить, что в течении еще одного десятилетия «ареал» токсичных веществ увеличился, затронув и другие населенные пункты Бурятии.
Что касается загрязнения атмосферы, то в выбросах Селенгинского ЦКК содержатся тысячи тонн диоксида серы, твердых веществ, углеводородов, окиси углерода и азота. Интересно, что сероуглерод и формальдегид в выбросах комбината отсутствуют, но в атмосфере воздуха Селенгинска постоянно наблюдают их наличие.
При всех этих перечисленных показателях токсичности отходов СЦКК, остается неясным, на каких же основаниях комбинат продолжает свое существование, не имея надлежащего контроля воздействия выбросов на окружающую среду и местных жителей.
Ранее на тему Бабр писал: