Инсайд. Чёрный вторник. Томский обзор
Не нами замечено, что с такими друзьями и врагов не надо. Накануне долгожданной прямой линии с губернатором Сергеем Жвачкиным, которая состоится сегодня, комиссия по наградам решает выйти с инициативой о награждении губернатора знаком отличия «За заслуги перед Томской областью». Инициатором награждения выступила Оксана Козловская, спикер Законодательной думы Томской области.
О токсичности этой фигуры в региональной политике не говорил только ленивый. Ее очередная инициатива потребует от Сергея Жвачкина сегодня весьма трудных объяснений. А ведь неприятных и просто несвоевременных тем для разговора у губернатора и без того хватает.
Во-первых, будет ли у него третий срок, поскольку депутаты в Государственной Думе приняли закон об «Общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской федерации», который отменяет ограничения на выборы губернаторов: теперь можно избираться сколько угодно. Если такового вопроса не будет, не стоило и огород городить. А так это идеальное начало для предвыборной кампании перед Новым годом и большой итоговой пресс-конференцией Президента Владимира Путина. Эти два события, по крайней мере, Новый год точно, обеспечивают обычно позитивную волну для любого начинания.
Подготовка к прямой линии в областной администрации идет полным ходом. По нашей информации, будет задействована не только технология «подготовленные вопросы – аргументированные ответы», но для создания видимости импровизации и неожиданности вопросов, будут разные вишенки на торте и рояли в кустах. Так что нельзя исключать, что и знак отличия вброшен в инфополе чтобы Сергей Жвачкин мог благородно отказаться от высокой чести.
Во-вторых, что делать с 13 тысячами подписей, которые томичи собрали на прошлой неделе в поддержку мэра Томска Ивана Кляйна? С одной стороны, это всего лишь треть от количества проголосовавших за мэра на прошлых выборах. С другой стороны, эту треть не сгоняли на избирательные участки: они сами пришли. Это свидетельствует о серьезной явной и уж тем более мощной латентной поддержке градоначальника. Теперь каждому кандидату в этом избирательном цикле предстоит публично ответить: с Кляйном он или против него? При этом второй вариант будет электорально губительным. Таким образом, фрондерская партия Кляйна образовалась сама собой и стала полноценным игроком на политическом рынке региона.
В-третьих, уже упомянутый выше закон о публичной власти может и сокращает количество уровней местного самоуправления, но не избавляется от него совсем. А именно с бесправным местным самоуправление обожают работать наши федералы: составляют протоколы, выносят предписания, заводят уголовные дела. Привлечь муниципалов ввиду их безденежья можно за все: за действие, но чаще как раз за бездействие – денег же нет. Желающих послужить в муниципалитетах на ответственных должностях становится все меньше в такой ситуации. На прошлой неделе зияющие дыры открылись в Молчаново, Парабели, Мельниково… Кто будет обеспечивать низовой уровень работы с населением и какой квалификации будут эти люди, вопрос риторический.
В-четвертых, на прошлой неделе от соседей пришли явные подтверждения того, что с региональными олигархами в скором времени будет покончено. Экономическая самостоятельность неизбежно порождает политическую фронду, а вот ее-то федеральный центр настроен, выжигать каленым железом. Поэтому вслед за томским олигархом Левчуговым под арест на прошлой неделе отправился теневой губернатор Кузбасса Михаил Федяев и заговорили о создании угольной госкомпании. В переводе для Левчугова это означает, что любая «Пятерочка» или «Магнит» лучше чем «Абрикос» или «Спар».
Но что же теперь делать губернатору Жвачкину со знаком отличия «За заслуги перед Томской областью» и куда девать таких друзей? Может быть, в музей?