На «Усольехимпроме» затишье или безделье?
В середине января 2022 года директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев сообщил, что компания наконец-то разработала и сдала проектную документацию по рекультивации основных объектов накопленного вреда «Усольехимпрома».
Однако после этого новости о ходе дел на предприятии загадочно и довольно подозрительно затихли. Уже три недели о «Усольехимпроме» не слышно абсолютно ничего. Что там происходит? Или может ничего не происходит вообще? Ни на сайте «Росатома», ни в их соцсетях, в том числе конкретно «Усольехимпрома», не появилось ни одной новости о ходе дел и вообще о жизни на предприятии.
Очень удивительно, потому что до этого на протяжении 2020 и 2021 годов в области эта проблема была одна из приоритетных. СМИ публиковали громкие заголовки, что «В Усолье-Сибирском собрали весь ядовитый мусор Химпрома». Да и в целом велась массированная работа в региональных медиа, что устранение накопленного вреда «Усольехимпрома» и БЦБК спасёт всю экологию региона. Снимали видео о том, как быстро и целенаправленно ведётся работа.
В итоге и эти отходы не утилизировали, и на другие экологические проблемы забили, что только ухудшило положение региона.
Документы проекта по рекультивации отходов готовились аж два года. А приступить к выполнению работ необходимо уже в текущем году. В это, конечно, верится очень и очень слабо.
Напомним, что за два года «Росатом» не утилизировал ни грамма отходом, а только перемещал их из одной цистерны в другую. Но в конце 2021-го года выявились многочисленные нарушения действующего законодательства при ликвидации отходов как на «Усольехимпроме», так и на других сложнейших объектов накопленного вреда окружающей среде: БЦБК, полигон «Красный бор», городская свалка в Челябинске.
Деятельность «Федерального экологического оператора» по обращению с отходами I – IV класса осуществляется без лицензии, что карается ст. 171 УК РФ. «ФЭО» не имеет собственных технологических решений, не располагает собственными специалистами для проектирования, не имеет обоснования стоимости, при этом большая часть выделяемых из федерального бюджета средств перечисляется субподрядчикам с недопустимо низкой квалификацией и репутацией.
Поэтому пока есть все шансы, что «Усольехимпром» превратится в БЦБК, где отходы пытаются утилизировать уже почти 10 лет. Там, кстати, также орудует «Росатом».