«Ода к радости» вместо «Маски». Пацифист Великанов отстранён от спектакля в Москве
В российской культуре очередной скандал с демилитаризационным оттенком.
Первого марта спектаклем Нижегородского театра оперы и балета имени Пушкина «Свадьба Фигаро» в Москве в рамках фестиваля «Золотая маска» должен был дирижировать хорошо известный красноярцам дирижёр Театра имени Хворостовского Иван Великанов. Однако за пульт встанет главный дирижёр оркестра «Русская филармония» и художественный руководитель Санкт‑Петербургского театра «Мюзик‑Холл» Фабио Мастранджело.
Учитывая, что Иван Великанов номинирован на «Золотую маску» в категории «Работа дирижёра», то, по сути, речь идёт о лишении маэстро потенциальной премии.
О причине произошедшего 36‑летний музыкант рассказал на своей странице в Facebook. 25 февраля, на следующий день после начала объявленной президентом Путиным военной операции по демилитаризации Украины, перед спектаклем «Свадьба Фигаро» в Нижнем Новгороде Великанов обратился к публике со словами о том, что «музыканты за мир и против войны», и исполнил тему из «Оды к радости» Бетховена, сообщив зрителям, что эта музыка лучше всего выражает идеи мира.
«Друзья! Спешу сообщить, что в связи с моим небольшим антивоенным спичем и исполнением темы из «Оды к Радости» Бетховена перед спектаклем 25 числа в Нижегородской опере, я отстранён от дирижирования «Свадьбой Фигаро» завтра (1 марта) в Москве на фестивале «Золотая Маска», – написал дирижёр, выразив благодарность тем, кто пытался его отстоять и уважение коллегам, не согласившимся его заменить.
Примечательно, что в итоге заменить Великанова за дирижёрским пультом согласился итальянец Мастранджело. И это в то время, когда большинство иностранцев отказываются сотрудничать с российскими коллективами и покидают Россию. Впрочем, итальянец уже давно работает в нашей стране, уже 11 лет имеет российский паспорт и славится, скажем так, гибким поведением и пророссийской жизненной позицией.
Ну а Иван, конечно, молодец. Гражданская позиция, смелость и всё такое. Но, молодость есть молодость. Иван не согласовал свою акцию ни с главным дирижёром, ни с художественным руководителем, ни с директором театра. И так, конечно, нельзя, потому что есть позиция и мнение, а есть дисциплина. Понятно, что ему бы запретили. Но и театр не его личный, а государственный, в котором он к тому же даже не занимает руководящей должности: один из, как говорится.
Представьте, что начнётся, если каждый дирижёр перед спектаклем начнёт играть нечто, не имеющее отношения к постановке, но кажущееся ему актуальным? А певцы перед арией условного Каварадосси будут запевать не менее условную «Варшавянку»? Так что немудрено, что его отодвинули от спектакля в Москве, чтобы он и там чего‑нибудь не выкинул.
Впрочем, нам показалось, что молодой маэстро вполне доволен ролью «пострадавшего за правду» и степенью внимания, свалившегося на его персону. Только в Facebook его пост собрал более тысячи «лайков» и три сотни восторженных комментариев. Никакая «Маска» не дала бы такой популярности.
Не удивимся, если Нижегородская опера от греха подальше прекратит сотрудничество с Великановым и после Москвы. Директору театра Татьяне Мавриной страдать за чужой пацифизм вряд ли хочется, а гражданская позиция у бывшего чиновника наверняка не столь крепкая. И в этой ситуации крайне интересно, как поведёт себя руководство Красноярского театра оперы и балета, ведь 1‑2 апреля Иван Великанов должен выступать в рамках той же «Золотой маски» в Москве уже с красноярским спектаклем «Богатыри».
Фото: musichallspb.ru, phil-nsk.ru
Также читайте на Бабре:
И на цинке игрец. Молодой да ранний Великанов в роли спасителя Красноярской оперы