Иркутский ипподром: возрождение из пепла
В эти тревожные дни даже небольшой повод для радости – уже счастье. Однако повод, по которому мы решили написать эту статью, совсем не маленький.
В мрачной истории иркутского ипподрома, похоже, наконец-то поставлена точка. Сколько копий было сломано по его поводу, сколько раз ипподром уже фактически «хоронили» - и не счесть. Теперь его история войдет в летопись Иркутска не только как яркий пример безучастности чиновников, неуемного аппетита бизнеса, готового пустить под нож все что угодно ради денег, но и виртуозной, даже ювелирной, юридической операции, которую удалось провести по-настоящему неравнодушным людям.
Напомним, в 2020 году иркутскому ипподрому исполнилось 120 лет. С середины прошлого века на ипподроме работала группа профессиональных наездников, ставились рекорды Сибири и Дальнего Востока.
Иркутский ипподром был и остается центром развития конного спорта. Все конноспортивные клубы родом из иркутского манежа. Услугами заведения пользуется около 500 человек. Каждый день здесь занимается 8 клубов, содержащие порядка 100 лошадей. Помимо классических видов состязаний, таких как выездка и конкур, заводчики проводят испытания племенных лошадей рысистых и беговых пород. География участников впечатляет: вся Иркутская область, Бурятия, Забайкальский край. В свое время приезжали гости из Красноярска и Новосибирска.
Потенциал ипподрома огромен – относительно недалеко от Иркутска живут народы, для которых коневодство неотъемлемая часть их истории и культуры. Причем речь идет не только о России, но также Монголии и Китае.
30 лет Иркутский ипподром находился в трудном финансовом положении. Предприятие накопило долги и оказалось банкротом. Росимущество (100%-й акционер ОАО «ИЗК с ипподромом»), видело в этой ситуации только формальную сторону. Если нет прибыли, от активов нужно избавиться, а интересы горожан во внутренних приказах не прописаны. Нюанс продажи заключался в том, что акции предприятия передавались потенциальному покупателю без обязательств. Алчные застройщики уже потирали руки и считали прибыль от очередных человейников. Еще бы, ведь объект был выставлен на торги по цене 117 миллионов рублей. По самым скромным оценкам, только земля, на которой расположен ипподром, стоит не менее двух миллиардов рублей.
Пока шли перипетии, вокруг ипподрома появилась многоэтажная застройка от ООО «Специализированный застройщик «СК «Профитстрой». Практически бесхозный ипподром долгое время не имел фактического хозяина и представлял собой жалкое зрелище. Наблюдая за происходящим, руководство ипподрома уже не верило в другой исход, кроме ликвидации, однако в ситуацию по просьбам жителей города лично вмешался Олег Дерипаска. С этого момента началась новая жизнь иркутского ипподрома.
Чтобы спасти учреждение совместно с законодательной и исполнительной властью, он организовал историко-культурное исследование. Заключение экспертов позволило наделить учреждение статусом объекта культурного наследия. Всего за два года удалось наладить охрану, обеспечить сохранность имущества, подготовку технических паспортов. Компания помогла снизить налоговую нагрузку, обеспечила сохранность имущества предприятия. Решением этих непростых вопросов занималось ООО «Прибайкалье» (входящее в En+), отвечающее за возведение Курбатовских бань и других крупных инвестиционных проектов.
Сегодня на площадках ипподрома работает детская секция, организованы мероприятия с иппотерапией, проводятся спортивные тренировки, заезды и кубки. Легендарное заведение постепенно возвращает себе статус центра общественной и спортивной жизни.
Кстати, первое что сделали жители Красноярска, когда похожая угроза нависла над их ипподромом - попросили Олега Дерипаску использовать иркутский сценарий для спасения территории. Хотя вопрос с красноярским ипподромом был благополучно решен без его вмешательства, сам факт говорит о важности спортивного объекта в жизни городов .
В целом же история иркутского ипподрома - наглядный пример того, что в условиях отсутствия воли и возможностей у властей предпринимать какие-то меры для спасения культурных объектов, на помощь может прийти бизнес. Будущее - за теми предпринимателями, кто планирует свою деятельность масштабами минимум десятилетий.