Для юристов закон не писан, или Sweet home for профессор Шишкин
Великий и ужасный иркутский юрист Сергей Шишкин по своему обыкновению опять вляпался в скандал, на этот раз с криминальной подоплёкой. И как обычно – в союзе со своей женой.
Сергей Иванович Шишкин, «профессор права», доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права и теории права Юридического института ИГУ, заслуженный юрист России, почётный гражданин города Иркутска и великий юрист всея Прибайкалья, который успел за свою внушительную карьеру побывать даже спикером Заксобрания Иркутской области. Личность нетривиальная, в какой-то степени даже карикатурная и, несомненно, тщеславная.
Вот о нём мы и расскажем. Не в первый раз мы говорим о профессоре Шишкине, при этом сегодняшний повод представляет особый интерес в контексте профессиональной деятельности нашего героя. Речь пойдёт о двух дорогостоящих участках земли в престижном районе приорода Иркутска и с вопросами о законности строительства.
Узкому (или не очень) кругу лиц нашептали, что у профессора Шишкина имеется недвижимость в Испании. Там он вместе со своей женой и, возможно, с отпрысками, планировал провести остаток лет. Однако в свете последних событий на мировой арене перспектива погреть кости на пляже под испанским солнышком кажется всё более и более призрачной. С учётом его прошлых дел (мы говорим про ту историю в начале 2000-х, когда великий профессор вместе со своей женой скомуниздили статью американского юриста про устройство демократии в России и указали автором себя любимых) за границей его всё более и более не жалуют, а значит, и Испания ему не светит.
Поэтому он решил на всякий случай сделать плацдарм здесь, в Иркутске. Место Сергей Иванович, как водится, выбрал очень престижное. Берег иркутского водохранилища, 15 километр Байкальского тракта, сразу за Новой Лисихой. Речь пойдёт сразу о двух участках земли.
Первый участок прямоугольной формы с кадастровым номером 38:06:143519:32:18 и площадью 2000 кв.метров (± 31 кв.метр) предназначен для дачного использования. В собственность оформлен 9 апреля 2010 года и принадлежит Шишкину Антону Сергеевичу, сыну профессора Шишкина.
Второй участок трапециевидной формы с кадастровым номером 38:06:143519:32:19 и площадью 2000 кв.метров (± 31 кв.метр) предназначен для дачного использования. В собственность оформлен 9 апреля 2010 года и принадлежит Шишкиной Наталье Эдуардовне, жене профессора Шишкина.
Интересно тут вот что. На спутниковом фото 2010 года участков этих нет и в помине. А по нашим данным, на этом месте до 2012 года по кадастру и вовсе было чистое поле. Есть подозрение, что оба участка были оформлены задним числом. Присвоение кадастровых номеров 1 марта 2010 года, аккурат перед оформлением в собственность, только укрепляют сомнения.
Но это только цветочки. Самое интересное и незаконное кроется за пределами упомянутых участков. Мы имеем в виду непосредственную близость Ангары. И тут можно усмотреть сразу два нарушения – размещение дачного участка в водоохранной зоне и лишение доступа к водоёмам общего пользования.
Не меньше вопросов возникает и к кадастровому инженеру, и к руководству кадастровой палаты, допустившему такую неоднозначную и щекотливую ситуацию. Возможно, правоохранительным органам стоит заняться проверкой законности внесённых сведений в Единой реестр недвижимости. Не помешает проверить и факт присвоения кадастрового номера и вида разрешённого использования для упомянутых участков.
Вот они, посмотрите внимательно. Тот, что прямоугольной формы принадлежит Антону Шишкину, а тот, что трапециевидной формы и расположен ближе к воде – Наталье Шишкиной.
Первое, что бросается в глаза – это подозрительная близость границы участка к водоёму. Не используя линейки можно сказать, что он заходит на береговую линию. В соответствии с Водным кодексом, ширина береговой полосы в данном случае должна быть не менее 20 метров. А в соответствии с Земельным кодексом, участки, расположенные в пределах береговой полосы, не могут предоставляться в частную собственность. Максимум – это временное пользование.
Семья, целиком и полностью состоящая из юристов и даже профессоров, не могла об этом не знать. Тем не менее в соответствии с выписками из ЕГРН, оба участка находятся в собственности у сына и жены юриста всея Прибайкалья – Антона Сергеевича Шишкина и Натальи Эдуардовны Шишкиной. Для профессоров закон не писан, так что ли?
Более того, в границах береговой полосы нельзя вспахивать землю, а так как назначение у участков Шишкиных – дачное использование, то даже это вызывает вопросы.
Мы уже говорили, что граница участка проходит вплотную к границе реки и тут можно усмотреть нарушение права пользования водным объектом, коим является Иркутское водохранилище. А в соответствии с законом, «каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд».
Невооружённым глазом видно, что участок 38:06:143519:32:19 заходит за границу береговой линии, нарушая нормы сразу двух кодексов – Водного и Земельного.
К сожалению, в данном случае Российское законодательство нельзя назвать эффективным. Возможно, именно на это и рассчитывал профессор Шишкин со своей семьёй. Тем не менее законодательство никто не отменял.
КоАП предусматривает штрафы за любую деятельность, входящую в противоречие с охраной водного объекта от негативного воздействия, в том числе и незаконную застройку. Мизерные штрафы, конечно, всего до 5 тысяч рублей. Но зато есть обязанность привести береговую полосу в надлежащее состояние.
Важно, что административная ответственность предусмотрена и в тех случаях, когда нарушитель уклоняется от выполнения обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, «пригодное для пользования». А значит, что профессору Шишкину пора вспомнить, что он является заслуженным юристом России, почётным гражданином Иркутска и начать соблюдать закон. Как и его профессорше-жене и сыну с юридическим образованием.
Dura lex sed lex, профессор.