Паром в Шаманке: областное правительство не может указывать ДСИО, а пожары продолжаются
Постоянные читатели БАБРа помнят, что некоторое время назад на страницах портала уже поднималась занимательная история с обеспечением транспортной доступности с. Шаманка Шелеховского района. Кратко напомним, в чем там суть. Село Шаманка разделено рекой Иркут на две части, и автомобильное сообщение между ними в летнее время возможно исключительно по воде.
А именно – с помощью паромной переправы, которую в настоящее время на безвозмездной основе обеспечивает ООО «Иркутский леспромхоз».
Паром, эксплуатируемый этой организацией, не отвечает требованиям безопасности и более того – в любой момент может прийти в негодность. В результате этого окажется, что в отрезанную часть с. Шаманка не смогут попасть автомобили скорой медицинской помощи и почты, не доедут пожарные машины и полиция, не смогут переправляться жители села на личных автомобилях…
Фактически, часть села в 2022 году окажется полностью отрезанной от внешнего мира, и единственным связующим звеном останется подвесной пешеходный мост, которого для обеспечения потребностей жителей села явно недостаточно.
ООО «Иркутский леспромхоз» через администрацию Шелеховского района предложило передать им в эксплуатацию паром «Бельск», который находится в собственности АО «Дорожная служба Иркутской области», при этом коммерческая организация готова взять на себя все расходы по эксплуатации парома. Однако расконсервация парома стоит около 1.5 миллионов рублей, а такой суммы в районном бюджете нет. Вопрос завис не сегодня и не вчера, и потому журналисты ИА «Специальный репортер» направили запрос в администрацию Иркутской области с просьбой о разъяснении текущего положения дел. Ответ пресс-службы журналистов, без преувеличения, восхитил. Публикуем его в полном объеме, без купюр.
В первую очередь, хочется отметить, что вопрос о критической ситуации в с. Шаманка поднимается не чиновниками, а руководителем некоммерческой организации – директором НИИ «Всероссийского добровольного пожарного общества» Сергеем Апановичем 11 апреля 2022 года. То есть, до этого момента областная власть, если верить ответу пресс-службы, ничего не знала об этом, и потому ничего предпринять не могла. Очень аккуратный страховочный заход на случай того, если завтра с паромом, не дай бог, что-нибудь случится. Губернатор до 11 апреля был не в курсе, что уже год с лишним Шелеховский район пытается получить паром «Бельск»?
Но более всего «порадовал» своей математической точностью ответ на второй вопрос, поставленный журналистами. По мнению руководителя пресс-службы Губернатора Юлии Мазур, транспортная доступность Шаманки обеспечивается автомобильной дорогой Моты – Шаманка. Да, такая дорога есть, кто ж спорит. Только вот по воде реки Иркута она не идет. И, судя по всему, Юлия Мазур при подготовке ответа не удосужилась взглянуть на карту села. Повторим ее для читателей.
Проблема как раз-таки в том, что добрая половина жителей села доступа к этой автомобильной дороге не имеют, и иначе, кроме как с помощью парома, о котором и шла речь в запросе, получить не могут. Очень точный ответ не о чем – именно так можно охарактеризовать три строчки в документе.
Однако же перейдем к самому животрепещущему вопросу: передаче парома «Бельск» администрации Шелеховского района для эксплуатации. Здесь мы становимся свидетелями классической истории под названием «а это не наше». Поясним, в чем суть.
Субъекты федерации – области, края, округа, имеют свое имущество, которым распоряжаются. Однако они могут создавать отдельные юридические лица, и передавать имущество из собственности субъекта в собственность созданного юридического лица, тем самым перекладывая обязанности по содержанию имущества на третье лицо. Именно это и произошло с паромом «Бельск», если верить ответу пресс-службы: он находится в собственности у АО «Дорожная служба Иркутской области», которая, без сомнения, является самостоятельным юридическим лицом, независимым от областного правительства… В то же время в собственности у Иркутской области паромов нет. Что логично – судя по всему, все они были в свое время переданы АО «ДСИО». Очень удобно с точки зрения ухода от ответственности.
Все это с формально-юридической точки зрения правда. Кроме одного маленького момента: собственником 100 % акций АО «Дорожная служба Иркутской области» является Министерство имущественных отношений Иркутской области. То есть, если упростить, то сама Иркутская область. И представитель руководителя этой самой Иркутской области на голубом глазу заявляет журналистам, что никак повлиять на судьбу парома, находящегося в собственности у созданного Иркутской областью же юридического лица, не может.
То есть, назначать руководителя ДСИО и освобождать его от должности Иркутская область может. Проверять деятельность акционерного общества может. Передавать имущество – может. А вот порекомендовать передать паром «Бельск» в распоряжение администрации Шелеховского района для того, чтобы жители села Шаманка получили доступ к инфраструктуре – никак не может. Чудеса, да и только.
***
Все это было бы смешно, если бы не один момент. Несколько дней назад в Шаманке был пожар. Полностью сгорел жилой дом, однако благодаря усилиям добровольной пожарной дружины, организованной ООО «Иркутский леспромхоз», удалось избежать распространения огня, и предотвратить большую беду. Пожарный автомобиль Шелеховской пожарной части, который выехал на вызов, застрял по дороге, и участия в тушении фактически не принял.
Этот эпизод дает отличное представление о том, чего фактически стоят все высокопарные словеса из ответа пресс-службы. Про профилактические акции, про расписание выезда трех подразделений, про неустанную работу на благо жителей села… Да, и про автомобильную дорогу, которая обеспечивает транспортную доступность, тоже. Если бы не усилия ООО «Иркутский леспромхоз», что было бы с селом после пожара, сегодня не может сказать никто.
***
Мы обращаемся к руководству Иркутской области. В регионе начался пожароопасный период, и новости о пожарах теперь, к сожалению, будут появляться часто. Проблема в Шаманке – острейшая, и ее решение не может терпеть долгих лет бюрократических согласований. Паром «Бельск», который «является неприкосновенной частной собственностью АО «ДСИО» может решить эту проблему, и для этого требуются сущие копейки – мешает только категорическое и циничное безразличие областных властей. Может быть, все же есть какой-то механизм, который позволит использовать имущество АО ДСИО на благо жителей области, как это декларируется областными властями? Или для этого требуется вмешательство московских властей?
ИА «Специальный репортер» будет следить за развитием этой истории и своевременно информировать читателей о принимаемых областной властью решениях.
Информационное агентство «СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТЁР» (Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ИА № ФС 77 — 76716 от 24.09.2019). 16 +