Ольхон не для массового туризма. Прошедшее лето это доказало
В 2022 году разговоров о том, что Байкал должен стать туристическим сердцем Сибири было очень и очень много. Особенно этим грезит губернатор Игорь Кобзев.
Откроем страшную тайну: для массового туризма нужны не просто слова, а очень и очень много работы. Этого же на Байкале не происходит. Сколько бы БАБР ни писал про отсутствие инфраструктуры на территории Прибайкальского национального парка, ничего не меняется.
Самым популярным маршрутом прошедшего лета стал «Север острова Ольхон». Официально за три месяца его посетили более 40 000 человек. На втором месте – Большая Байкальская тропа на отрезке между посёлками Листвянка и Большое Голоустное. По ней прошлись 13 000 человек. Третье место у маршрута «Юг острова Ольхон». Живописные озёра и мысы осмотрели более 8 000 человек.
Итого 61 000 туристов за три месяца. И это только по официальным данным. А теперь давайте посчитаем, сколько туалетов и урн для мусора расположено на этих участках. Всего вместе не более 10. Невозможно представить, какую антропогенную нагрузку это оказывает на природу.
Теперь посчитаем, сколько денег получил нацпарк в лице «Заповедного Прибайкалья», ведь официальные данные – это количество выданных пропусков. Даже при условии минимальной оплаты (билет местного жителя – 75 рублей) и без учёта пропуска на машину на Хобой, получается 4,5 миллиона рублей. И это только за три летних месяца.
На эти деньги можно установить туалеты и урны через каждые 200 метров. Да ещё и платить сотрудникам, чтобы убирали эти места. Но нет же. Деньги уходят в неизвестном направлении.
Вторая проблема – очередь на паром в Хужир. В этом году очередь в Сахюрте на паром побила все рекорды. Поток туристов на обетованный остров вырос почти в четыре раза, а переправа осталась всё той же. Ситуацию многократно ухудшает отсутствие минимальных цивилизованных условий. Если в 2022 году на материковой части соорудили какое-то подобие нормального туалета, то на островной части его нет. У сотен людей, томящихся на адовой жаре в очереди, альтернатива крайне сомнительная – или пользоваться отвратительным сортиром модели «дырка в полу» с обилием мух, или гулять в сопки, щедро удобряя ольхонскую травку.
Ещё хуже ситуация с общепитом. Магазинов на обоих берегах нет, весь сервис ограничивается убогими и совершенно антисанитарного вида кафешками, предлагающими еду подозрительного вида. Более подробно о ситуации с переправой БАБР писал в материале «Ольхонская переправа как апофеоз некомпетентности губернатора Кобзева». Про отсутствие дороги на острове вообще молчим.
Хотя некоторые ничего дурного в этом не видят.
«Раньше разгар сезона приходился на конец июля — начало августа. В этот период мы видели всплеск активности. В остальное время туристы приезжали неравномерно. В этом же году путешественники ехали более-менее стабильно в течение всего лета, так что всё сгладилось. Не было ярко выраженных подъёмов и спадов», — цитирует «ИрСити» члена правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма, директора туркомпании «Гринэкспресс» Вадима Копылова.
Всё это приукрасилось тем, что цены на жильё в Хужире повысились в среднем на 15%. Естественно, что качество их не улучшилось. При этом, по сути, на острове нечем заняться, кроме как лежать на пляже и съездить на пару экскурсий. Для большинства туристов – это скучно.
Для диких туристов, только не тех, что приезжают с музыкой и кальяном, а для тех, кто хочет остаться наедине с ольхонской природой, почувствовать её энергетику и так далее, дорогие номера не нужны. Для них не нужна даже инфраструктура, они не вредят природе. Но таких меньшинство.
Поэтому выбор из двух: либо оставляйте Байкал в покое, либо развивайте инфраструктуру.