Стабильный рост. Почём будет выпить в 2023 году
Если кто-либо будет говорить, что в России нет стабильности, – не верьте. По крайней мере, один пункт в нашей жизни точно нерушим. Что бы ни происходило в стране и вокруг неё, какие бы взлёты и падения ни переживала экономика, одно остаётся неизменным всегда – повышение с 1 января минимальных розничных цен (МРЦ) на алкоголь.
Даже когда министр финансов Силуанов обещал заморозить акцизы и уверял, что причин для повышения МРЦ нет, приходил январь, и МРЦ повышались. Что уж говорить о нынешних неспокойных временах, когда чуть ли не единственная надежда государственных финансистов – карман пьющих граждан. Что бы при этом ни твердили эксперты про неизбежный рост подпольного рынка и, соответственно, потребления населением дешёвых суррогатов.
Есть и ещё одна примета стабильности: каждое повышение Минфином МРЦ на алкоголь выше предыдущего. В 2023 году оно составит в среднем 7,7 % против прошлогодних 7,4 %. Если мы заглянем на четыре года назад, то увидим, что в 2019‑м МРЦ выросла всего на 4,9 %.
Подарок от Минфина, или Семь процентов под ёлочку. Почём будет выпить в 2022 году
Проект приказа Министерства финансов о минимальных розничных ценах на крепкий алкоголь в 2023 году уже опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Согласно документу,
с 1 января МРЦ на водку вырастет сразу на 20 рублей: с 261 до 281 рубля за 0,5 литра. МРЦ на коньяк повышается с 480 до 517 рублей за пол‑литровую бутылку, на бренди – с 348 до 375 рублей.
Стоит признать, что нынешнее повышение МРЦ выглядит самым логичным за последние годы. В Минфине в качестве аргументов приводят и инфляцию, и повышение акцизов, и рост затрат на производство, и введение внешних торговых и финансовых ограничений.
С акцизами всё ясно, Минфин играет в эту игру сам с собой уже долгие годы: сам повышает акцизы, сам же потом на это повышение ссылается при увеличении МРЦ. Примерно то же и с инфляцией: вроде сами должны сдерживать, но растёт, зараза такая, никак за ней финансовому ведомству не угнаться.
А вот по поводу внешних ограничений (читай – санкций) вопрос: в прошлом году их не было, по крайней мере, в таком объёме, а МРЦ выросли более чем на 7 %, почти так же, как и сейчас. Так что Силуанов и компания могут сколько угодно ссылаться на внешние обстоятельства, однако мы прекрасно знаем, что если бы их, обстоятельств этих, не было, цены бы всё равно выросли. Потому что стабильность, в этом вопросе уж точно.
Фото: kazanreporter.ru