Нам пишут. Соседство с нефтью и бездействие властей – опасный Катангский район
В редакцию Бабра обратился житель села Подволошино Катангского района Иркутской области. Сельчанин обеспокоен хранением нефтепродуктов в непосредственной близости от жилых домов и средней школы и обескуражен бездействием местных и региональных властей. Приводим его письмо полностью:
«На протяжении более двух лет я обращаюсь как в местные, региональные, так и федеральные органы власти с целью привлечь внимание к проблеме незаконного хранения емкостей с нефтепродуктами на территории МКОУ СОШ с. Подволошино Катангского района Иркутской области. За это время я успел написать в Прокуратуру Катангского района, Прокуратуру Иркутской области, Аппарат Губернатора и Правительства Иркутской области, Службу государственного экологического надзора Иркутской области, МЧС России по Иркутской области, обратиться в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации и даже приемную президента Владимира Владимировича Путина. Однако реальных действий как не было, так их и нет. За пределы писем и умелых отписок решение данного вопроса, к сожалению, не выходит. При этом, наконец, хотелось бы быть услышанным и достучаться до властей, дав понять, что я пишу не просто так.
Описание ситуации
В радиусе около 50 метров от ближайших домов и здания МКОУ СОШ с. Подволошино располагаются три емкости с нефтепродуктами: одна расходная, объем которой составляет 25 кубических метров, предназначенная для круглогодичного отопления школьной котельной установки, и две якобы резервные – по 60 кубических метров, – установку которых я считаю незаконной.
Если раньше хранение нефти осуществлялось на территории нефтебазы села, принадлежащей МУП «Катангская ТЭК», и завоз топлива выполнялся в одну – расходную – емкость, то вот уже несколько лет существует совсем иная картина: сегодня же, сталкиваясь с высокой концентрацией взрывоопасных веществ у себя под боком, часть жителей села Подволошино, включая меня и мою семью, сидит как на пороховой бочке и живет в ожидании постоянной опасности и угрозы.
Характеристика емкостей
Ни одна из емкостей не соответствует государственному стандарту и правилам обеспечения пожарной безопасности.
Во-первых, цистерны располагаются на неподготовленной для эксплуатации территории: в действительности резервуары с нефтью должны быть закопаны в землю и полностью изолированы от внешней среды, для того чтобы предотвратить возможные утечки.
Во-вторых, у объектов отсутствует надежная молниезащита. С трудом верится, что смехотворные «молниеотводы» способы защитить емкости от прямых ударов молнии.
В-третьих, дыхательные клапаны, которыми оснащены крышки резервуаров, фактически не справляются со своей функцией и пропускают большое количество отравляющих веществ в окружающую среду.
Например, на этой емкости дыхательный клапан и вовсе снимается с горловиной.
В-четвертых, взглянув на внешний вид емкостей, можно сказать, что их эффективный срок службы давно уже исчерпан (имеются дефекты в виде вмятин на корпусе).
Более того, принимая во внимание тот факт, что любой нефтепродукт тушится пеной, подчеркну, что в настоящее время в Подволошино отсутствует специализированная техника, которая в случае возгорания резервуаров с нефтью могла бы быстро ликвидировать пожар. МТЗ-80, ЗИЛ-137 и автоцистерна АЦ-40, находящиеся в распоряжении села, для этой цели явно не подходят. Вдобавок, уже около полутора лет расформирована и пожарная команда, вместо нее существует отряд жителей, действующих и организующихся на добровольных началах.
Неполадки с документами
Наряду с этими проблемами, серьезным образом обстоят дела с документами, а точнее – с их отсутствием. Об этом могут свидетельствовать показания Натальи Николаевны Захаровой, бывшего директора МКОУ СОШ с. Подволошино. В частности, отвечая на запрос Прокуратуры Катангского района в декабре 2021 года, госпожа Захарова отметила, что при вступлении в должность правоустанавливающие документы на емкости с нефтепродуктами ей, по какой-то причине, переданы не были.
На отсутствие документов также указывает начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Киренскому и Катангскому районам Главного управления МЧС России по Иркутской области Евгений Сергеевич Григоров. Приблизительно 15-16 сентября 2022 года Григоров, выполняя поручение Прокуратуры Катангского района по моему очередному заявлению, посетил Подволошино и в составе комиссии из двух человек принял участие в осмотре емкостей МКОУ СОШ. Пользуясь моментом, в ходе устной беседы с Григоровым я в который раз решил уточнить, существуют ли вообще документы на эти объекты. На мой вопрос господин Григоров ответил тем, что документов на них нет. Далее я задал ему следующий вопрос, а как можно делать предписание в отношении объектов, которые не существуют на бумагах. Однако этот момент так и остался непроясненным.
Складывается впечатление, что администрация Катангского района, по решению которой были установлены емкости, и ее главное действующее лицо, мэр Сергей Юрьевич Чонский, как известно, вновь переизбравшийся на этот пост в ходе недавних выборов после досрочного прекращения своих полномочий в июле 2022 года, не располагают соответствующими сведениями и что данные объекты на территории школы находятся незаконно. Ведь именно в один из сроков Чонского и была произведена установка двух цистерн по 60 кубических метров (никак не в 1995 году), что явилось действием неправомерного характера.
При этом также возникают сомнения по поводу существования разрешения, выданного пожарной службой, которое подтверждало бы «законность» размещения этих резервуаров.
К сожалению, никакие из этих документов в мой адрес и на мои запросы не поступают. А стремление района прикрываться документами на котельную МКОУ СОШ с. Подволошино и земельный участок с видом разрешенного использования, вместо того чтобы предоставить документы (технические паспорта, калибровочные листы) непосредственно на емкости, считаю неуместным. Получается, в таком случае, помимо основной нефтебазы, можно устроить еще одно нефтехранилище, правда, на этот раз уже на крыльце ближайших домов и самого образовательного учреждения?
Проблемы с экологией
Наиболее острым во всей этой ситуации является вопрос, связанный с экологией и ухудшением условий жизни людей.
В пределах местности, где размещены емкости с нефтью и по соседству с ними находятся жилые дома, круглогодично стоит отравляющий и токсичный запах, от которого страдают не только я и моя семья, больше всего подвергающиеся негативному воздействию в силу чрезмерной близости к этим объектам, но и те односельчане, с кем мы живем на одной улице и делим такую незавидную участь.
Напрямую происходит травля людей и, более того, учеников школы, и сколько бы я не писал по этому поводу, экологический аспект проблемы остается без должного внимания со стороны ведомств, прежде всего прокуратуры и администрации Катангского района, реакция которых на просьбы своих жителей, несомненно, оставляет желать лучшего.
Откровенно говоря, местные чиновники, в лице того же Сергея Чонского, либо намеренно, что вполне вероятно, идут на заморозку ситуации, без устали твердя о «законной» установке резервуаров для хранения нефтепродуктов, либо до конца не могут понять, что на самом деле происходит в Подволошино. Очевидно, что ни экологический контроль, ни запросы граждан о возможности хранить нефть на территории нефтебазы села, – все это явно не интересует районное руководство, в то время как часть жителей, по всей видимости, будет травиться и продолжать жить в таких условиях дальше, пока не наступит критический уровень или, хуже того, не повторятся события, которые случились в Новосибирске в июне 2021 года, – взрыв и пожар на газовой АЗС.
Печально то, что взамен приходится видеть только ссылки на статьи и положения различных федеральных законов и бесконечные разговоры руководства Катангского района о якобы «минимальном негативном воздействии» емкостей на окружающую среду. Никто, однако, не задумывается о мерах, которые могли бы изменить и повысить качество жизни людей.
Пройдя множество инстанций, обратившись в соответствующие органы, потратив внушительное количество времени, равно как и нервов, на составление писем и ожидание ответов, в конечном итоге, я понял, что имею дело с беспощадной бюрократической машиной, которой только на руку затянуть процесс и отбить у человека желание продолжать добиваться справедливости и хоть сколько-нибудь лучших условий для своего существования. Удастся ли настоять на принятии конкретных действий, неизвестно, но, по крайней мере, я на это рассчитываю. Пока же остается довольствоваться той «помощью» и «сочувствием», которые получаю к настоящему моменту: в форме отписок, успешно создающих видимость работы, и перекладывания ответственности сверху вниз.
Между тем, наивно полагать, что та же районная власть понимает чаяния и справляется с проблемами местного населения лучше, чем это мог бы сделать кто-либо другой из регионального центра. Порой, то и дело приходится дожидаться кого-то свыше и по-детски надеяться, что он-то точно наведет порядок на месте. Не это ли отчасти происходит на прямых линиях с Владимиром Путиным, обращение к которому становится единственной надеждой решить, наконец, тот или иной вопрос?
Пожалуй, в качестве положительного момента во всей этой истории я отмечу внеплановую документарную и выездную проверку, осуществленную Службой государственного экологического надзора Иркутской области в июне 2021 года, если не обращать внимания на тот факт, что меня как заявителя, по какой-то причине, на нее не пригласили и даже не проинформировали о ней заранее.
По результатам проверки работниками службы были выявлены нарушения природоохранного законодательства в части несоблюдения требований в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха. Помимо этого, в ходе проверки специалистами отдела агрохимического мониторинга и защиты растений испытательного центра ФГБУ «Иркутская МВЛ» проводился отбор проб почвы с территории, где сегодня размещены резервуары с нефтью. Результаты испытаний показали превышение массовой доли нефтепродуктов в земле.
В заключение я хотел бы обратиться к тем людям, от решения которых, бывает, зависит наша судьба, и сказать: сегодня в селе Подволошино Катангского района Иркутской области разворачивается неблагоприятная экологическая обстановка, и на этом фоне бездействие районной и региональной властей оборачивается угрозой жизни и здоровью людей. Надеюсь, что данное сообщение возымеет хоть какую-нибудь силу и заставит обратить на себя внимание тех, кому оно адресовано».
Стилистика, орфография и пунктуация сохранены.