Привлекут ли Кобякову, Шатурного и Паршуто к ответственности за томский онкодиспансер?
Список виновных в срыве строительства здания состоит из более 12 человек.
В Томске продолжают расследование уголовных дел, связанных со строительством Хирургического корпуса Онкодиспансера. Медучреждение вот уже больше полугода не могут ввести в эксплуатацию.
Расследовать махинации поручил еще Генеральный прокурор России Игорь Краснов. Ранее мы не раз рассказывали о недочетах, допущенных при строительстве объекта. Связаны они были с недостатками проекта, отступлением от градостроительных норм и правил. Однако цельной картины пока нет. Чтобы ее дополнить рассмотрим события десятилетней давности.
История длиной в 11 лет
Впервые о необходимости строительства здания хирургического корпуса для нужд томского областного Онкодиспансера (ТООД) и оборудования для него заговорили еще в 2011 году. При губернаторстве Виктора Кресса. Через год губернатором Томской области стал Сергей Жвачкин, он же в первое время всячески лоббировал идею создания в регионе современной медицинской инфраструктуры по лечению больных онкологией. Уже через год, в ноябре 2013 года, для Онкодиспансера начали строить здание Радиологического корпуса.
На это дело федерация выделила 457 миллионов рублей, еще 309 миллионов рублей добавил областной бюджет. Строительство корпуса завершили в феврале 2015 года. Параллельно развивались идеи о строительстве для Онкодиспасера Хирургического корпуса, чтобы проводить там операции для тяжелобольных пациентов при помощи современного оборудования. Проект строительства корпуса активно продвигал прежний главврач «ТООД» Лев Кудяков, ныне уже бывший начальник облздрава Ольга Кобякова, заместитель губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре Игорь Шатурный. Именно они стояли у истоков проекта, разрабатывали и согласовывали первые технические задания. Правда, об этом почему-то уже почти все забыли.
Общую смету строительства изначально определили в 3,5 миллиарда рублей. Даже разработали проект создания большого медицинского парка в Томске в рамках развития в области инновационного территориального центра «ИНО Томск». Хирургический корпус томского областного Онкодиспансера должен был стать частью Северного медицинского городка (СМГ).
Тогда областные власти заявили о том, что в СМГ войдут восемь медучреждений региона, а на территории кластера появятся ПЭТ-центр, хирургический корпус Онкодиспансера, Патологоанатомическое бюро, Клинико-Диагностический Центр на 250 посещений в смену и Областная детская больница на 550 коек с поликлиникой.
Инициативу одобрили в Москве, заодно пообещали выделить финансирование из федерального бюджета. Создание такого СМГ обошлось бы в 12 миллиардов рублей.
Странное благодушие
Первую проектную документацию на строительство хирургического корпуса для «ТООД» разработало ООО «ГлавРосСтрой» (основные работы делал субподрядчик, фирма ООО «Ай Джи Групп») еще в 2011 году. В октябре 2013 года на него получили положительное заключение Госэкспертизы (ОГАУ «Томскгосэкспертиза»), причем не одно. Затем областной департамент здравоохранения предложил провести корректировку технологического раздела проекта в части дооснащения и корректировки предусмотренного проектом перечня медицинского оборудования. Повторное положительное заключение на уже откорректированный проект выдали в мае 2014 года.
Правда, основную проблему застройщики даже не попытались исправить. Дело в том, что в процессе согласований ПСД на строительство хирургического корпуса изменились строительные нормы и правила на высоту потолков и ширину коридоров в палатах для больных и операционных. Теперь они должны иметь высоту не менее трех метров, чтобы обеспечить нормальную циркуляцию воздуха в больничном учреждении, уберечь пациентов от возможного заражения посторонними инфекциями в палате.
Пандемия коронавируса показала важность таких мер. Об этом недвусмысленно говорит Свод Правил (СП) 158.13330.2014. Однако, если посмотреть на высоту потолков во внутрибольничных помещениях построенного корпуса, то можно увидеть, что потолки там очень низкие, чуть более двух метров. На этот акт обратил внимание и заместитель Генпрокурора Дмитрий Демешин во время своего визита в Томск и осмотра этажей корпуса.
Почему здание построили с такими низкими потолками, по какой причине в ПСД не внесли изменения, непонятно. Времени на исправления было достаточно: проектно-сметную документацию в «Облстройзаказчике» и «СУ ТДСК» рассматривали не раз. Тем более, что само строительство начали только в 2019 году. И конечно, члены рабочей группы по строительству хирургического корпуса, созданной губернатором Сергеем Жвачкиным, куда входили Ольга Кобякова, Чингис Акатаев, Александр Феденев, Игорь Шатурный, Андрей Антонов, Лев Кудяков, Анастасия Мальцева, Ростислав Радзивил, Андрей Таткин, Александр Федотов, а также Александр Холопов и Евгений Паршуто не раз рассматривали проектную документацию на объект.
Не могли они не знать и об изменении в России строительных норм и правил еще в 2014 году и об увеличении высоты потолков и ширины коридоров. Почему же никто из них не проронил ни слова на аппаратных совещаниях? Пяти лет вполне хватило бы на изменение ПСД и на приведение ее в соответствие с вступившими в силу строительными нормами и правилами. Однако почему-то никто ничего не сделал.
Да и строители тоже хороши, начали строительство в 2019 году по не откорректированному проекту, причем им-то точно было положено знать обо всех изменениях за последние годы. Теперь же исправить точно ничего не удастся, разве что сносить все здание целиком или три верхних этажа.
Вопросы к «Ай Джи Групп»
Есть в этой истории и другой срез, о котором обязательно стоит упомянуть. Как мы уже говорили, компания ООО «ГлавРосСтрой» являлась головной конторой в проектировании здания Хирургического корпуса «ТООД». Основные проектные работы возлагались на ООО «Ай Джи Групп» некой Ирина Гребенюк. Ей позже поручили и надзор за исполнением проекта. Грубо говоря, инженеры и архитекторы из фирмы-субподрядчика надзирали за исполнением контракта в 2019-2021 годы. За это компании заплатили из областного бюджета 2,59 миллиона рублей.
Сотрудники «Ай Джи Групп» десятки раз выезжали на строительную площадку, все фотографировали, составляли по своим визитам соответствующие акты. И постоянно писали в своим отчетах, что «серьезных замечаний к строителям они не имеют». Хотя прекрасно видели и высоту потолков, и ширину коридоров, не знать, что происходит, инженеры из компании точно не могли. Знали, но молчали, да еще получали за свое молчание деньги.
Интересен и такой момент, в 2019 году, когда стройка только началась, сотрудники ООО «Ай Джи Групп» писали о том, что сваи на строительной площадке забиты на меньшую глубину, чем требуется. Часть забиваемых свай попала в другие, уже забитые, сваи и повредила их.
Вроде бы все выявленные нарушения исправили, и больше никаких замечаний проектировщики не имели. Так что, возможно, низкая высота потолков тут еще и не самый серьезный просчет, нужно проверить и состояние фундамента огромного здания, все ли там в порядке, исправили ли нарушения на самом деле. Посмотрим, проверят ли фундамент под корпусом. Если и там найдут нарушения, список виновных возрастет.
Кто будет отвечать?
В июне 2022 года по поручению Генпрокурора Игоря Краснова его заместитель Дмитрий Демешин совместно с прокурором Томской области Александром Семеновым, тогда еще врио губернатора области Владимиром Мазуром выехали для проверки строительства хирургического корпуса ОГАУЗ «ТООД». Результаты проверки до сих пор известны крайне отрывочно.
На сайте областной прокуратуры разместили пресс-релиз, в котором скупо сообщили, что до настоящего времени возведение и оснащение объекта, который планировалось построить в 2021 году, не завершено. Техническая готовность здания составляет 92%, неисполненными остаются 18 государственных контрактов по оснащению хирургического корпуса медицинскими и иными изделиями на сумму более 500 миллионов рублей.
Помимо этого прокуратура выявила нарушения законодательства о социальной защите инвалидов: в здании не было надлежащих условий для маломобильных граждан, в палатах отсутствовало оборудование, необходимое для использования инвалидами-колясочниками. Это при том, что проектно-сметную документацию корректировали более 90 раз.
По материалам прокурорских проверок по фактам халатных действий должностных лиц, допустивших нарушение сроков строительства хирургического корпуса и хищение бюджетных средств при его возведении, расследуются уголовные дела о мошенничестве и халатности.
Против кого возбуждены и расследуются уголовные дела, кто является их фигурантом – неизвестно. По всем признакам ответить за все должны сотрудники Департамента архитектуры и строительства Томской области и ОГКУ «Обстройзаказчик» (видимо, речь будет идти о Дмитрии Ассонове и Викторе Демарчуке), а также бывший заместитель губернатора Томской области, курировавший вопросы строительства Евгений Паршуто. Именно вице-губернатор Евгений Паршуто подписывал соглашение с Министерством здравоохранения по строительству Хирургического корпуса «ТООД».
Впрочем, не нужно забывать и тех, кто знал, чем все закончится еще в 2013-2014 годы, но ничего так и не сделал для исправления ситуации, чья халатность или корыстная заинтересованность и привела к тому, что здание корпуса может быть так и не введено в эксплуатацию.
Вполне логично, что отвечать должны члены рабочей группы (иначе зачем же ее в таком случае создавали?) и более всего Ольга Кобякова и Игорь Шатурный. Первая – как чиновник-медик, второй – как строитель. Они-то уж точно все знали. Не знать о том, к чему все может привести, они не могли. Только привлекут ли их хоть к какой-то ответственности, как и других персонажей? Вопрос, наверное, риторический…
Автор: Станислав Станов
Фото: Пресс-служба областной администрации