Старт Ковыкты: как Игорь Кобзев упустил свой шанс
21 декабря произошло поистине историческое событие: в промышленную эксплуатацию запущено Ковыктинское газоконденсатное месторождение.
Запуск был обставлен с большой помпой, старт оборудованию по видеосвязи дал лично Владимир Путин. Естественно, не остался в стороне и губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, который выступил с большой речью, пообещав жителям региона (цитата) «новые возможности по созданию региональных газохимических комплексов в Саянске и Ангарске, развитию площадки Усольехимпрома». Также Кобзев напомнил о согласованной с «Газпромом» программе газификации и газоснабжения Иркутской области до 2025 года, которая предусматривает газификацию населённых пунктов в четырёх северных районах области.
Также Игорь Иванович произнес загадочную фразу, которую мы попробуем расшифровать: «Перевод угольных теплоисточников на газ в границах Центральной экологической зоны Байкала и в других населённых пунктах снизит негативное влияние на экологию региона в рамках поручения Президента по Байкальску».
История вопроса
На самом деле запуск Ковыкты в промышленную эксплуатацию можно назвать прорывом с очень большой долей условности.
Месторождение было открыто еще в советское время, в 1987 году. Оно находится в малообжитой местности в 450 километрах к северу от Иркутска и в 100 километрах к северо-востоку от райцентра Жигалово.
Разработка месторождения с самого начала приняла военно-политическую окраску. Лицензией на разработку на тот момент владело ОАО «РУСИА Петролеум» (дочерняя компания «ТНК-BP» и Интеррос), однако свыше десяти лет на месторождении не велись никакие работы. Причин тому было несколько. Прежде всего то, что для начала работ требовались значительные и очень долгосрочные вложения, а в 90-е годы мало кто строил планы больше чем на год-два вперед. Кроме того, освоению месторождения препятствовал «Газпром», который претендовал на монополию в сфере экспорта газа. Разведанные запасы Ковыкты — 2,4 триллиона кубометров газа.
С 2002 года «Газпром» пытался войти в проект, но безуспешно. Все эти годы (с 1991 года) жителей Иркутской области «кормили» бесконечными обещаниями о грядущей газификации, которая радикальным образом изменит всю жизнь в регионе.
Потенциально, действительно, потребителей будущего газа в Иркутской области много. В первую очередь это комбинат Саянскхимпласт и Ангарский завод полимеров. Кроме того, все без исключения и губернаторы, и топ-менеджеры «Газпрома» вот уже тридцать лет муссируют вопрос о необходимости газификации четырех северных районов Иркутской области.
«Разборки» вокруг Ковыкты длились до банкротства «РУСИА Петролеум». В 2011 году «РУСИА Петролеум» вместе с лицензией на Ковыкту было куплено «Газпромом». Следующие 10 лет месторождение находилось в стадии опытно-промышленной эксплуатации.
За это время незначительная часть региональных мечтаний была воплощена в жизнь: был проведен газопровод от Ковыкты до Жигалово. Правда, на этом процесс и остановился, так как подключаться к этому газу никто не хочет — слишком высокая цена на присоединение. Для массового подключения к газу нужна региональная программа, которой нет.
Две беды: «Газпром» и дороги
Все 11 лет, пока «Газпром» осваивал Ковыкту, грузы перевозились по одной и той же дороге. Сначала по очень хорошему асфальту от Иркутска до Баяндая, затем по очень плохому асфальту до Качуга, затем по грунтовой дороге до Жигалово и затем по очень плохой лесной дороге до Ковыкты.
Тяжелая техника разбивала и разбивает все 450 километров этой дороги. Вообще-то эксплуатация дорог общего назначения для промышленного транспорта запрещена — для этого должны строиться параллельные технологические дороги. Однако «Газпром» ведет себя в Иркутской области, как лиса в курятнике — он полностью игнорирует не только законы, но и обычные нормы морали.
Фактически уничтожая единственную дорогу, связывающую север региона с югом, «Газпром» даже не поднимает вопрос о ее ремонте. Хотя было бы логично сначала проложить до Ковыкты хорошую магистральную трассу, а уже потом осваивать месторождение. Именно так и делается во всём мире.
Ни разу за три года своего правления регионом губернатор Игорь Кобзев также не поднял вопрос о ремонте и реконструкции дороги Иркутск — Жигалово. Девять тысяч жителей района ежедневно рискуют жизнью на крайне опасной дороге, которую впору называть «направлением».
Почему? Неизвестно. Даже сотой доли средств, вложенных «Газпромом» в Ковыкту, хватило бы на строительство хорошего многополосного шоссе. Сам «Газпром» сэкономил бы огромные средства на ремонте техники, которая постоянно разбивается на этой дороге, тонет в грязи, попадает в ДТП.
Однако Игорь Кобзев обсуждает с «Газпромом» все, что угодно, только не дорогу. Более того — он старательно делает вид, что этой дороги вообще не существует. В Иркутской области ремонтируют все дороги, кроме этой — главной дороги на север.
Упущенные возможности Игоря Кобзева
Вернемся к тронной речи Игоря Кобзева, сказанной на запуске Ковыкты в промышленную эксплуатацию.
Откровенно сказать, губернатора даже было жалко. Потому что он не просто врал — он фактически расписывался в своей полной беспомощности.
Достаточно посмотреть на схему газопровода «Сила Сибири», чтобы понять, что ни в Саянск, ни в Ангарск, ни тем более в Байкальск газ Ковыкты попасть не может чисто физически. Весь этот газ предназначен на продажу Китаю — мягко говоря, стратегическому оппоненту нашей страны. Тем самым мы развиваем экономику соседнего государства, получая в обмен, условно говоря, лишь дешевые бусы.
Запуск газопровода Ковыкта-Чаянда был шансом для Игоря Кобзева, но тот его бездарно упустил. Пока шло мощное финансирование федерального проекта, можно было договориться о строительстве распределительной сети, которая шла бы в Ангарск, Саянск, Братск и другие города, нуждающиеся в дешевом газе. Более того — юридически все основания для этого есть. Тот же самый Игорь Кобзев в 2021 году подписал проект газификации Иркутской области, который согласован с «Газпромом».
Таким образом, ситуация не только с теплом, но и с экологией могла быть решена радикально. В Иркутской области население вынуждено девять месяцев в году топить печи, коптя небо, или жечь электричество, выводя из строя электрические сети и подстанции. Вместо этого мог бы работать экологически чистый газ. Можно было бы уже не на словах, а на деле ставить вопрос о переводе ТЭЦ с угля на газ, что сделало бы небо городов гораздо чище.
Но — вместо этого Кобзев продолжает раздавать пустые обещания и читать по бумажке сказки про газификацию. Хотя уже сейчас понятно, что никакой газификации не будет. Ковыкта построена, федеральное финансирование закончилось. Средств на строительство распределительной сети никто уже не даст.
Поэтому эта фраза Игоря Кобзева звучит как издевательство:
«Запуск Ковыкты открывает для нас новые возможности по созданию региональных газохимических комплексов в Саянске и Ангарске, развитию площадки Усольехимпрома».
Возможностей нет. Они упущены.