Конкуренты окружают: крематорий Улан-Удэ лишается клиентов
Крематорий Улан-Удэ позиционировал себя как единственный крематорий от Новосибирска до Хабаровска, но география его работы начинает сужаться. В ближайшее время у него появятся конкуренты и на западе, и на востоке.
Недавно Роспотребнадзор согласовал строительство крематория в Красноярске. Организации осталось лишь пройти госэкспертизу по проекту и получить разрешение на строительство. То есть в ближайшем будущем, например, иркутский пласт клиентов улан-удэнского крематория сможет получить необходимые услуги в Красноярске. Это все равно намного дешевле, чем возить тела усопших в Новосибирск. Ехать до Красноярска дольше, чем до Улан-Удэ, но если конкуренты будут предоставлять услуги более качественно, то они заберут себе эту часть клиентуры.
Кроме того, в конце февраля в Якутске откроется собственный крематорий, который также имеет шансы переманить к себе часть потенциальных клиентов крематория Улан-Удэ. Одна кремация в нем будет стоить примерно 30 тысяч рублей, но и в Улан-Удэ эта услуга обойдется минимум в 25 тысяч.
Большой поток нуждающихся в услугах кремации — 30% от всех клиентов улан-удэнского крематория — едут в Бурятию из Иркутской области и Забайкалья. Но власти Иркутской области еще в 2022 году нашли инвестора, готового построить крематорий, сейчас они разбираются с территорией для строительства. На очереди Забайкальский край — все-таки кладбища не резиновые. Если уже и в этих регионах появятся собственные крематории, то это добьет похоронный бизнес Маргариты Вахрамеевой, который и так показывает не лучшие результаты.
Напомним, за год работы компания провела только 600 кремаций. Если учесть статистику смертей, то это число оказывается незначительным. Причиной малого количества клиентов директор крематория Соелма Дашимолонова считает неосведомленность жителей Бурятии, хотя об открытии и работе предприятия сообщалось чуть ли не во всех крупных изданиях не только республики, но и других регионов.
Колумбарий, который находится в муниципальной собственности, также не приносит доходов. «Стена скорби» до сих пор не получила ни одной заявки на хранение урны. Стоимость аренды одной ячейки составляет 12 тысяч рублей с копейками, что горожане посчитали слишком дорогой ценой за непонятные условия хранения в некрасивом домике, незащищенном от хулиганов и вандалов. Власти Улан-Удэ понадеялись, что смогут подзаработать, но в итоге убыточный инвестиционный проект вместе с колумбарием стремительно приближается к банкротству.
Крах крематория (соответственно, и колумбария) может окончательно подорвать доверие мэрских чиновников к Маргарите Вахрамеевой. Тогда вся «подаренная» ей земля будет тут же возвращена в муниципальную собственность, а сама женщина рискует отправиться в места не столь отдаленные.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.