Блогнот. Томская экс-неделя
На этой неделе многие и по-разному отмечали год со дня назначения Владимира Мазура врио губернатора Томской области, и только сам Мазур формально отказался принимать поздравления, поскольку и правда – не с чем. Но благодарная изобретательность подчиненных, которые усидели при Мазуре на своих местах и поняли, что им можно манипулировать, достойна Гоголя. Букет (!) от заместителей в честь годовщины преподнесла на аппаратном совещании зам по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова, потому что Андрей Антонов в этой роли смотрелся бы слишком двусмысленно, Николай Руппель заинтересованно, а Василий Потёмкин просто глупо.
Этот откровенно лизоблюдский жест тем не менее был предан огласке в соответствующей аранжировке. Мазур, принявший букет, сказал важные слова:
«Вряд ли стоит подводить итоги к этой дате: все же первые четыре месяца до выборов для меня были знакомством с проблемами региона и с людьми. Конечно, весной и летом 2022 года мы занимались не прорывными решениями, а тонкой настройкой. Так что первые итоги давайте подведем в сентябре, а пока поработаем».
Таким образом, Мазур перенес подведение первых итогов на сентябрь 2023 года, но спасут ли его эти четыре теплых месяца? Безусловно, нет, потому что ни «тонкой настройки», ни «прорывных решений» за год не случилось, если не считать, конечно, прорывным решением этой недели обязать органы исполнительной власти и чиновников вести свои страницы в соцсетях, используя «письменный разговорный язык» (филологи задумались). Все остальные решения Мазура точно такие же, из серии «лошади кушают овес».
Между тем бюджетная нищета и общая безвыходность требуют как раз неправильных решений, которые и называют прорывными, решающими корневую проблему. У Томска есть экспертный потенциал, чтобы выработать эти решения, но именно этих нестандартных поступков Владимир Мазур боится больше всего.
Самая бюджетоемкая социальная сфера давно нуждается в креативном руководстве, но буквально в ближайшее время ее возглавит-таки Светлана Грузных, с 1 февраля ходящая замгубернатора с приставкой «и.о.». «Светлана Николаевна хороший человек, – говорят в отрасли. – По нынешним временам, это уже неплохо. Но все-таки это не профессия».
Прошлогодний «Большой разговор» о Томске можно счесть за «тонкую настройку», но беда в том, что дальше разговора дело не пошло. Областной центр разбалансирован на грани нишеты. Недавно прошелся с детьми по территории муниципального детского сада: скоро на прогулочных площадках останутся только вечные песочницы и «папины самоделки». В томской бюджетной медицине, которая лишилась ковидных выплат, и в образовании, которое вообще ничего не приобрело с 2012 года, созрела критическая масса недовольства. Да и сами томичи вряд ли довольны тем, что платят за образование и здравоохранение дважды: сначала в виде налогов и отчислений во внебюджетный фонд, а потом напрямую: частным врачам и репетиторам.
Отсутствие полномочного мэра и фактическая вольница думы Томска только дополняют картину управленческого хаоса в областном центре. Народ давно нашел емкую характеристику системного кризиса: все валится, не знаешь, за что хвататься. Выборы мэра Томска мало что могут изменить, но это хоть какой-то шанс. И они снова отложены депутатами думы Томска на неопределенный срок. Собрание во вторник было сорвано из-за отсутствия кворума.
Когда ни депутаты, ни губернатор ничего принципиально не решают, пространство принятия решений приватизируют совсем другие люди. Говорят, на недавних протокольных мероприятиях Владимир Мазур был вынужден 15 минут ждать прокурора области Александра Семенова, председателя областного суда Ларису Школяр и начальника Следственного управления СКР по Томской области Андрея Щукина. Даже в сопровождении машины ГИБДД они умудрились опоздать на встречу с губернатором.
Это не критично, но весьма симптоматично.
Фото: vtomske.ru