Реформа образования Монголии: как английский язык расколол Великий Хурал
Депутаты Великого Хурала Монголии продолжают спорить о введении изучения английского языка с первого класса. Согласно новым поправкам в Общий закон об образовании, английский язык может стать основным иностранным языком в Монголии и будет преподаваться в начальных школах с первого класса.
В июне положение об английском языке было исключено из нового образовательного законопроекта большинством голосов депутатов, присутствовавших на заседании комитета по образованию, культуре, науке и спорту Великого Хурала. Комитет посчитал, что английский должен оставаться языком среднего образования. В ходе месячных обсуждений тема поправок стала очень политизированной, что привело к поляризации монгольского общества
Дошло до того, что многие депутаты, например, председатель Хуннской партии Т. Дорджханж, стали считать поправки предтечей к тому, чтобы вообще сделать английский язык вторым официальным в стране. Депутат Н. Алтанхуяг боится, что монгольская молодежь, знающая английский, будет уезжать из страны, и поэтому просит вообще запретить обучение детей иностранным языкам с раннего возраста. Интересно, что министр науки и образования Монголии Л.Энх-Амгалан считает, что детей нужно обучать английскому с третьего класса, а не с первого.
Однако в монгольских частных школах и даже в детских садах детей с раннего возраста обучают английскому, русскому, китайскому и японскому языкам в зависимости от направленности учреждения. Разумеется, большая часть депутатов и чиновников отправляют своих детей в частные учреждения. Законопроект призван стать одним из пунктов в ликвидации разницы между частными и государственными школами, дабы создать равноправную систему образования для всех слоев населения.
Но не все народные избранники хотят, чтобы возможности детей обычных монголов сравнялись с возможностями их детей. Наверное, стоит создать условия в стране, чтобы молодежи не хотелось мигрировать в более благополучные страны. Справедливости ради, эта проблема роднит Монголию с Россией.
Также многим жителям Монголии не нравится, что в стране появляется бессмысленное, как им кажется, понятие основного иностранного языка. Как вспоминают любители истории, при 200-летнем правлении маньчжуров в Монголии их язык не назначался основным иностранным. То же самое и при 70-летних отношениях с СССР, русский язык не объявлялся вторым иностранным. Кроме того, изменение ущемляет немецкий, французский, китайский, русский и прочие изучаемые в Монголии языки.
В итоге раскол монгольского общества, как и депутатов парламента, никуда не делся. Представители Демократической партии заявляют, что если поправка о языке не будут принята Хуралом, то она станет основным положением в предвыборной программе демократов 2024 года.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Ранее на Бабре:
Монгольская элита: об образовательном неравенстве в стране
Фонд «Золотая молодежь» или образование в топовых вузах только для избранных