История Монголии. Путь новых завоеваний и западный поход Батыя
Бабр продолжает цикл материалов об истории Монголии, в которых подробно изложено, почему монгольский мир — уникальное и интересное явление с исторической, культурной и экономической точек зрения. В предыдущих статьях были рассмотрены удивительные события конца 12 — начала 13 века, когда Чингисхан (он же — Тэмуджин) с нуля создал большую протяженную империю.
Чингисхан умер в 1227 году. После его смерти главным в Монгольской империи стал сын Тэмуджина Угэдэй. В 1235 году собирается новый Курултай, на который пришли все потомки Чингисхана: его дети, внуки, каждый со своими амбициями и претензиями. Тем не менее они согласны в одном — дед Чингис был прав, роль монголов в истории заключается в правлении народами. Логика железна: они живут-поживают на своих землях, а воины Чингисхана приходят и распространяют свою власть над ними. Так монголы объединили кочевников, кого-то обложили данью, кого-то просто захватили. Пали две империи в северном Китае, Хорезм.
Почему бы не продолжить идти путем завоеваний? Монгольскую империю отличает от других подобных сверхобразований то, что внуки Чингисхана уже готовую гигантскую империю увеличат в два раза. Дела пойдут на спад уже после третьего поколения.
Итак, на Курултае потомки Тэмуджина провозглашают стратегические задачи. Они припомнили эпический рейд Джэбэ и Субэдэя через Кавказ, который в итоге закончился плачевно: в районе Волжской Булгарии монгольских всадников с награбленным грузом и разведданными разбили, добычу отобрали, Джэбэ убили, а Субэдэя лишили глаза. Монголы еле-еле выбрались домой. Поэтому улусом Джучи (также известным как Золотая Орда) был провозглашен большой западный поход под предводительством хана Батыя. Его целями являлись: во-первых, раздавить волжских булгар, на которых у монголов сильный зуб; во-вторых, в битве на Калке приходили русские князья, вступившиеся за половцев, нужно захватить их земли; в-третьих, догнать и разбить половецкого хана Котяна и, наконец, посмотреть, что можно пограбить западнее, в Европе.
Следует отметить, что на Западе о монголах имели крайне смутное представление. Было известно о большой силе на Востоке, которая разрушила Хорезм, то есть бьет по мусульманам. Западные европейцы воспринимали это как хорошую новость. Возродилась старинная легенда о Престере Джоне (на Руси его называли царь-поп Иван). Это мифологический персонаж, якобы создавший далеко на Востоке большую христианскую империю. Появились слухи, что эта империя идет на помощь Европе и помогает с восточного фланга воевать с мусульманами. Неспроста Марко Поло в конце 13 века съездит на Восток и даже станет одним из любимчиков при дворе хана Хубилая. Он точно убедится, что никакого царя-попа не существует.
Оставался недобитый мусульманский мир. Халифат Абассидов был лакомым кусочком для монголов: важная цивилизация с множеством достижений, раздираемая внутренними и внешними проблемами. Также корейцы отказывались платить дань, поэтому обязательно планировалось завоевать Корё — средневековое корейское государство. И самое амбициозное, что планируют дети и внуки Чингисхана — завоевание южного Китая, государства Сун, одну из самых выдающихся династий в истории Китая. Это технологически сверхпродвинутое государство с 50-миллионным населением, обладающее гигантскими, хорошо укрепленными городами и огромной армией.
Начнем обзор со знаменитого западного похода внука Чингисхана хана Батыя. В этой кампании участвуют порядка 15 крупнейших монгольских имен, будущие великие ханы Гуюк и Мункэ, Берке и так далее. Многие участники похода будут играть первые роли в Монгольской империи и в разных ее каганатах.
Начался поход в 1237 году. Подготовленные монголы с полноценной имперской армией разносят Волжскую Булгарию в пух и прах. Дальше они двигаются на русские княжества, с которыми познакомились еще на Калке 14 лет назад. Готова ли Русь к такому наступлению? Абсолютно нет. Князья все эти годы занимались выяснением междоусобных вопросов. Казалось бы, в 1223 году пришла большая сила, разгромившая аланов, половцев и самих русских. Очевидно, что нужно готовиться к страшному.
Но князья посчитали, что на них напали типичные кочевники, которые не умеют брать города. Этим они объясняли разворот монголов после битвы на Калке. Приграничные князья строили дополнительные укрепления, но в основном всех заботил вопрос о том, кто сидит в Киеве, а кто во Владимире. В 1230-х годах Киев грабится ежегодно, каждый год в город приходит очередной князь и провозглашает себя верховным правителем. К походу монголов город потеряет значительную часть своей обороноспособности, хотя и останется самым укрепленным в регионе.
Монголы приходят на Русь зимой 1237 года по замерзшим рекам и делают то, чего русские совершенно не ждали — они без труда берут города. Сложно было представить, что на первый взгляд типичное кочевое войско оснащено инженерными корпусами, полевыми врачами. Разве что Козельск до конца оборонялся. Козельчане, словно вьетнамцы в войне с США, успешно сидели в городе и партизанили против монголов. Но это исключение. Обычно осада городов на Руси выглядела примерно так — монголы приходят, раскладывают лагерь, начинают 8-9-дневную осаду. За это время в стенах пробиваются бреши, начинается штурм. И так город за городом. Правда, Киев осаждали 13 недель, но он поплатился за это тем, что его разрушили до руин.
На север Руси монголы идти не стали. Предполагается, что причиной стало заключение союза между Александром Невским и Батыем, потому что в этот же момент с запада существовала угроза Тевтонского ордена для Новгородской республики. Находясь между двух огней, князь выбрал монголов. Лучше исправно платить дань, чем довольствоваться руинами города, как произошло, например, с Рязанью.
Однако союз выгоден и монголам. Их армия способна воевать не во всех условиях. Переться в дремучие леса, болота, озера, не понимая, какую добычу в итоге ждать — не самая приятная идея. А на юго-западе Руси стоят богатейшие города.
Ранее на Бабре: