«Месть – блюдо холодное». Главврач Усольской детской больницы выживает своих сотрудников
В стенах детской больницы города Усолья-Сибирского разразился на редкость грязный скандал. Первопричина банальна – деньги, точнее их нехватка. Сопутствующая причина – невыносимые условия труда. Следствие не заставило себя ждать и никого не удивило – жалоба, написанная медиками, дошла куда нужно, хоть и не произвела ожидаемого результата. Удивила, а точнее будет сказать, шокировала, реакция руководства в лице главного врача Натальи Мельниковой.
Мы поговорили с медиками, пострадавшими в этой ситуации, узнали как обстоят дела сейчас. Обстановка в медучреждении царит удручающая и натянутая, если не сказать невыносимая. Обо всём расскажем по порядку. В основе текста – сухие факты, основанные на заявлении медиков и подкреплённые ссылками на нормативно-правовые акты. Начнём мы с банального и повсеместного, постепенно переходя к частным проблемам и непосредственно к скандалу.
Дефицит кадров
Детская поликлиника Усолья-Сибирского обслуживает население города и района. Только городских детей на 2023 год зарегистрировано 18505 человек. Данных по району найти, к сожалению, не удалось.
Приём ведут врачи на девятнадцати педиатрических участках. На некоторых из них численность обслуживания детей достигает 1300 человек при норме 800 в соответствии с приказом Минздрава РФ от 7 марта 2018 года № 92н. Но выплат, положенных при расширении зоны обслуживания, так и нет.
Также в штате значатся по одному узкому специалисту – оториноларинголог, травматолог-ортопед, офтальмолог, хирург, детский гинеколог, кардиолог.
Штатные нормативы регулирует всё то же положение, согласно которому на десять тысяч детей упомянутых врачей должно быть больше в два раза. В случае с Усольем, где, напомним, только в городе проживает почти двадцать тысяч детей, специалистов должно быть больше минимум в четыре раза.
Из-за кадрового дефицита вся численная нагрузка ложится на одного врача, но и та не оплачивается. В довесок специалисты поликлиники параллельно ведут приём экстренных пациентов, в том числе с травмами, что не учитывается экономическим отделом больницы при составлении плановой нагрузки на специалиста. В результате на приём ребенка, например, с кровотечением, переломом, травмой глазного яблока или органов слуха планово-экономическим отделом выделено десять минут. Ну, то есть как на плановый прием поликлинического больного. Оплаты за экстренность нет.
Отведённых десяти минут на плановый-то приём врачу недостаточно. Собрать анамнез, провести осмотр, поставить диагноз и назначить лечение за это время невозможно. Чего уж говорить про экстренные случаи. Добавьте сюда частые сбои и некорректный отклик специальной программы, и станет ясно, что работа медиков ещё труднее, чем может показаться на первый взгляд. Кстати, о программе.
Технологии – не для всех
Материально-техническое обеспечение поликлиники оставляет желать лучшего. Не все рабочие места оснащены персональным компьютером – во многих кабинетах один компьютер делят между собой врач и медсестра, есть кабинеты, где на двух врачей приходится один ПК (например, когда два педиатрических участка располагаются в одном кабинете, то один врач может закончить прием, но не закончить работу на ПК, а другому врачу уже надо приступать к приёму маленьких пациентов).
На скорости и качестве работы сказывается и недостаток оргтехники – принтеров, сканеров и расходных материалов к ним.
При этом с января 2023 года внедряется программа «Единая цифровая платформа», в которой должны работать в том числе и медики. Главврач приказал вести все протоколы приёмов в данной программе, с июня 2023 года нужно выгружать реестры посещений тоже из этой программы, поскольку оплата счетов будет производиться согласно выгруженным реестрам.
Имея один компьютер на врача и медицинскую сестру выполнить указание крайне затруднительно. Количество принятых детей не соответствует плановой врачебной нагрузке на день. На платформе учитываются только 18 записанных детей, приём всех остальных не оплачивается.
Перейдём, наконец, к тому, что стало последней каплей в чаше терпения усольских медиков – сокращению зарплаты. Для удобства разделим наше повествование на временные отрезки.
Ноябрь
Возникли сложности в и без того напряжённой работе медиков в ноябре 2022 года. Тогда в ОГБУЗ «Усольская городская больница» начались изменения в начислениях заработной платы работникам. В постоянно обновляемых дополнениях к трудовым договорам периодически отражено повышение оклада, такие повышения предусмотрены законодательством. Но судьба словно сыграла с медиками злую шутку, ведь фактически их денежное вознаграждение снизилось или осталось на прежнем уровне. Но у судьбы этой есть имена и фамилии, найти которые можно в соответствующих документах.
Дело в том, что добавляя к окладу, руководство больницы уменьшило так называемую стимулирующую часть заработной платы.
Данные изменения проводятся под эгидой выполнения указов президента: согласно поручению главы государства, доходы бюджетников должны соответствовать средним зарплатам в регионе. Фактически зарплата бюджетников должна была быть увеличена до 30 марта 2023 года.
Речь идёт про указ президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Согласно этому указу, медработникам должны были повысить зарплату до 100-200 % от средней зарплаты в соответствующем регионе в зависимости от квалификации. Цифры впечатляющие: по данным Росстата на май 2023 года, средняя зарплата в Иркутской области составляет 74 581 рубль.
Надо сказать, что руководство действительно приняло кое-какие меры по повышению зарплаты, но только формально.
Так, например, врачам и среднему медицинскому персоналу увеличили категорию стимулирующих выплат «за качество работ», что фактически не увеличило заработную плату ни на рубль. При этом планово-экономический отдел во главе с главным врачом Мельниковой решили прекратить выплату стимулирующих «за интенсивность и высокие результаты работы». Из-за этого работники перестали получать оплату за проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и за проведение профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних.
Данная категория работ относится к сверхурочным и проводится специалистами поликлиники вне основного рабочего времени, говорят специалисты. Из этого следует, что повысив одну категорию заработной платы в соответствии с указами президента, руководство больницы самовольно прекратило выплату другой категории стимулирующих выплат. В итоге зарплаты рядовых сотрудников остались на прежнем уровне.
Также без оплаты на специалистов поликлиники были сверхурочно наложены обязательства по проведению диспансеризации детей, занимающихся физической культурой и спортом. Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 23 октября 2020 года №1144н, медицинские статистики и прочие сотрудники, которые проводят эти осмотры, также лишены стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работы. И ладно была бы какая-то другая компенсации, но нет – увеличение выплаты «за качество» не было. В итоге многие специалисты получали зарплату, приближенную к МРОТ, о среднем размере речи не шло.
С декабря по март
1 декабря 2022 года коллектив детской городской поликлиники обращался к руководству с просьбой пересмотреть оплату работ за проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В том же обращении медики просили пересмотреть оплату и за проведение профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних. Они просили исключить их из критерия качества в отдельный вид оплаты, согласно осмотренному количеству человек. Такая схема работала до октября и всех устраивала. Ответа не последовало до сих пор.
Но расстраиваться ещё рано – мы рассказали только малую часть из рабочих будней специалистов поликлиники. Дальше – как в сказке – всё страшнее и страшнее.
Апрель
С апреля 2023 года медиков ждало резкое снижение заработной платы. Статья «за качество выполняемых работ», подразумевающая оплату за выполнение плана, была сокращена. Хотя, казалось бы, куда ещё сокращать? Сначала размер снизили на 25 %, а следом, в мае 2023 года, ещё на 25 %. При этом общее выполнение плана посещений поликлиники за пять месяцев 2023 года составляет 131%. По профилактическим осмотрам – выполнение 87 %, диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 74%. Оставшаяся часть нагрузки перенесена на вторую половину года. Ну, то есть усомниться в работе медиков мы не можем – они работают. Да, пусть иногда хамят пациентам или что-то не успевают, но работают. И работают медики на износ.
А вознаграждение за это – кот наплакал. Если взять компенсационные выплаты (при совмещении профессий, увеличении объема работ или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника), то там всего 12-25% или вовсе её нет. Регистраторы, статистики, уборщики помещений, получающие МРОТ по основной ставке, выплат компенсационного характера при совмещении и переработке либо вообще не получают, либо эти выплаты включаются в МРОТ за счёт сокращения выплат за качество. То есть как ни крути, но зарплата остаётся минимальной.
Май
5 мая этого года руководство поликлиники в лице главного врача, начальника экономической службы и главного бухгалтера провели собрание с сотрудниками детской поликлиники. На собрании руководство впервые в устной форме объявило о грядущем снижении заработной платы.
В качестве аргументов к снижению зарплат были приведены следующие статьи расходов: большие затраты на «отпускной фонд», ремонт в здании Усольской детской больницы, оплата штрафов по медико-экономический экспертизе (например, при нарушении сроков и условий оказания медпомощи, нарушения в заполнении реестра и так далее) и отсутствием в детском учреждении платных услуг.
На самом же деле без предварительных уведомлений зарплата за апрель 2023 года уже была начислена в меньшем размере.
Во время собрания (как мы пониманием, это было сделано в попытке избежания последствий) сотрудники детской поликлиники подписали «лист присутствия». И это всё. Никаких документов, подтверждающих согласие работников на снижение заработной платы не было, что является грубым нарушением трудового законодательства.
«Никакие согласия и ознакомления о понижении заработной платы коллектив детской поликлиники не подписывал, и никаких уведомлений, кроме устных, руководство не предоставляло», – заявили сотрудники.
Возникает резонный вопрос: как же выкручивается руководство в условиях регулярных проверок и постоянной отчётности? Тут всё элементарно и просто. По отчетности и при проводившихся ранее проверках нарушений в выплате зарплат не было выявлено по простой причине: средняя заработная плата по учреждению считается не отдельно по категориям сотрудников, а в совокупности с зарплатой непосредственного руководства и всех руководителей подразделений, чьи доходы на порядок выше рядовых сотрудников.
Это как средняя температура по больнице, только средняя зарплата.
Сотрудники пояснили, что в договорах на момент подписания были указаны только оклад, районный и северный коэффициенты. Там не прописано, сколько сотрудник получит за переработку, выполнение внеурочных работ, совмещение и совместительство.
Стало быть, «майские указы» президента, на выполнение которых было дано десять лет, в усольском медучреждении не выполнены до сих пор. Заработная плата врачей не составляет и 100% от средней по региону, о 200% и говорить нечего. Про медсестёр, естественно, речи и не идёт. Напомним, по данным Росстата, средняя зарплата в Иркутской области составляет 74 581 рубль. Это майские данные. И данные эти очень далеки от реальных зарплат усольских медиков. Но справедливости ради стоит сказать, что такая ситуация наблюдается повсеместно. Комментарий начальника экономической службы Усольской детской поликлиники был таков: «Указы президента носят рекомендательный характер».
И ладно бы денег в больнице не было. Но сама главврач Наталья Мельникова подтвердила в аудиозаписи, что с финансами проблем нет. На аудиозаписи, которая попала к нам в редакцию, состоялся следующий диалог:
– Все интересуются: почему мы живём по остаточному принципу? Почему всегда нам всё старьё и старьё?
– По какому остаточному? В этом году на финансирование детского стационара выделено 300 миллионов рублей плюс 18 миллионов по НСЗ (НСЗ – это нормированный страховой запас, который расходуется медицинскими организациями на допобразование медработников, ремонт, покупку оборудования и так далее – Бабр). Вы побойтесь бога. Ни одной больнице в Иркутской области столько не дали.
Если верить словам госпожи Мельниковой (а оснований не верить им просто нет), то получается, что Усольская городская поликлиника получает более чем достаточное финансирование. При этом рядовые сотрудники перебиваются на хлебе и воде. Как такое возможно? Мы не знаем и вряд ли когда-то узнаем. Зато прокуратура с легкостью может добыть такие сведения.
Июнь
Наше повествование приближается к логическому завершению. В больнице назрел бунт. Высший, средний и младший медицинский персонал написал коллективное заявление в Генпрокуратуру и Следственный комитет. В документе, который имеется в распоряжении редакции, медики описали многочисленные нарушения со стороны руководства поликлиники. Почти все из них мы отразили выше. Под жалобой подписались почти семьдесят человек.
И тут бы самое время прилететь волшебнику в голубом вертолёте.
Но прилетело по шапке. И нет, не главврачу, заведующей или ещё кому из руководителей. А людям, посмевшим пожаловаться на условия труда.
Вначале главврач Мельникова созвала приближённых и стала выяснять, кто же поставил свои подписи под злополучным документом.
«Я вам позвонила в субботу и сказала: выясните кто (написал жалобу)», – требовательно обратилась она к подчинённым на той же аудиозаписи.
Судя по всему, выяснить удалось всё, что интересовало начальницу. И теперь, говорят медики, главврач угрожает уволить недовольных. Она требует, чтобы подчинённые отказались от претензий. На аудио звучала фраза:
«Месть – блюдо холодное».
Неудивительно, что медики вынуждены были написать то заявление. Точнее будет сказать, что их вынудили. Досадно только, что эта претензия пока не принесла должных результатов.
«Коллектив нашей поликлиники не удовлетворен полученными ответами из прокуратуры области, инспекции по труду. Это клишированные ответы-отписки министерства здравоохранения области. Семнадцать человек были вынуждены обратиться к правозащитнику Павлу Глущенко, испытывая страх потери работы. Список пополняется. Четыре человека написали заявление в Следственный комитет на превышение должностных полномочий главного врача», – сказали нам читатели.
Удручающая картина, описанная выше, имеет все шансы остаться прежней, если удастся сломить характер усольских медиков и закрыть им рты. Но мы всей душой верим, что этого не произойдёт – и тогда врачам, медсестрам, регистраторам, статистикам, санитаркам, уборщицам и другим сотрудникам поликлиники начнут платить достойную зарплату – не 200% от средней, конечно, но 100%. А там, глядишь, и другие медучреждения подтянутся.
В противном случае в Усолье просто некому будет лечить детей. Зарплаты нищенские, условия адские. Доктора, конечно, в большинстве своём трудностей не боятся, но альтруистов-мазохистов среди них мало. Если «старые» врачи уйдут, то «новые» не факт, что скоро появятся. Дело в том, что Усолье-Сибирское попало в региональные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», по которым медикам будут выплачивать «подъемные» только этим летом, а сами выплаты начнутся в 2024 году. То есть на момент написания статьи Усольская городская больница не имеет программ по поддержке и привлечению молодых специалистов. А значит и работать туда никто не пойдёт. Поэтому и надо сделать всё, чтобы медики остались на своих местах.
На этом наш рассказ подходит к концу. Бабр будет следить за развитием событий.
Фото: usolie-gmb.ru