История Монголии: захват исламского мира и великий хан Хубилай
Бабр продолжает цикл материалов об истории Монголии, в которых подробно изложено, почему монгольский мир — уникальное и интересное явление с исторической, культурной и экономической точек зрения. В этой статье читатели узнают о военной кампании монголов на исламском Востоке и восхождении великого хана Хубилая.
Внук Чингисхана Хулагу создал удивительное в своем разнообразии государство, входящее в Монгольскую империю — Ильханат. В завоевательном походе на Аббасидский халифат монголы не жалели никого. После падения ассасинов захватчики сорвали злость на Багдаде. Разрушение Багдада 1258 года окончательно добило халифат, у которого и без монголов было множество проблем. Государство давно раздроблено, ему не подчинялись владения в Испании, с сомнением подчинялся Египет.
Арабы очень печально описывали падение Багдада: «Река Тигр сначала стала красной от крови, а затем почернела от чернил». Мол, монголы уничтожали все их достижения. Однако они ценили технологии и различные блага цивилизации. Захват Багдада стал большим сокровищем, потому что монголы получили доступ к настоящей исламской цивилизации. Хорезм был крут и богат, но все же культурно он скорее представлял наследие Персии. А в Багдаде захватчики получили трактаты по мусульманской истории, медицине, математике, астрологии. Благодаря монголам китайская и исламская науки узнали о достижениях друг друга.
Что касается отношения мусульман с остальными религиями, то после захвата Багдада улус Хулагу становится самым веротерпимым государством в мире на тот момент. Даже когда монголы сами примут ислам, они продолжат поддерживать остальные религии на своих территориях, строить дацаны, привозить китайцев на захваченные земли и так далее. Например, до конца 15 века в Багдаде будут спокойно стоять буддийские ступы.
Далее произошла сирийская кампания. Монголы взяли Алеппо, Хомс, Дамаск. Но до Египта они не дошли. Войска Хулагу, зашедшие достаточно далеко, встречаются с логистической проблемой, уже знакомой по европейской кампании. В Египте существовала военная элита из бывших рабов, мамлюки, возможно, послужившие прообразом янычаров. Во главе с Бейбарсом они нанесли монголам ряд серьезных поражений.
После этого в самом Египте произошла интересная ситуация. Бейбарс возомнил себя настоящим правителем Египта, потому что именно он смог нанести поражение монголам. В итоге власть перешла ему. Мусульманский центр впервые переехал из Сирии в Египет.
В это время великим ханом являлся Хубилай — самый выдающийся после Чингисхана правитель Монгольской империи, после смерти которого начнется ее упадок. Внук Чингисхана, сын Толуя, родной брат Хулагу, воевавшего в Багдаде. Хубилай начал тридцатилетнюю войну с южным Китаем, государством Сун. Это сверхпродвинутое государство с почти пятидесятимиллионым населением. Оно обладало сложнейшими ирригационными конструкциями, компасом, развитой математикой, бумагой и книгопечатанием. Сун печатало деньги, его экономика держалась на банкнотах. Государство также имело огромные торговые города и флоты. Знаменитые джонки, на которых впоследствие в 15 веке будет плавать Китай, появились уже в 13 веке в Сун.
Началась длинная, выматывающая война с эпическими осадами, на которую собрались все оставшиеся военачальники из старой элиты. К 1260-1270 годам монголы из поколения Чингисхана, люди без страха и упрека, истинные отцы войны остались только у Хубилая. Основу Золотой Орды составляли кипчаки. Ильханат состоял из тюркоязычных народов, частично включая турков, армян, многих мусульман, персидскую конницу. Чагатайский улус — старые племена Каракитая, которые так и не выбрались из кочевого состояния. Они не строили города, у них даже отсутствовала столица.
Хубилай, в свою очередь, развивал армию. Старое кавалерийское войско Чингисхана изжило себя, для войны с настоящим Китаем пришлось самому стать китайцем. Ересь и ужас, но монголам пришлось вводить пехотную армию. Хубилай массово набирает в северном Китае пехоту для осад и длительных кампаний на юге. Так как проходимость войск закономерно снизилась, они начали таскать за собой гигантские обозы и организовали наземную логистику.
Однако технологически монголы выигрывали у Сун в плане инженерных корпусов: с Запада был позаимствован требушет — одна из самых эффективных метательных машин своего времени. До него армия использовала мангонели — версию катапульты, уступающую требушетам в техническом плане. Также в Китае монголы знакомятся с порохом. Инженеры придумали запускать из требушета не камни, а некие гранаты — ядра, которые поджигались и кидались с помощью орудия. Фактически монголы дошли до использования артиллерии, которая пока еще не использует порох для толкания ядра, но забрасывает гранаты в города.
Появляются и ручные гранаты, сами китайцы используют против монголов что-то похожее на бумстики — длинные бамбуковые палки, на конце которых закреплены гранаты. Солдат бьет ей со всей дури, и от удара она взрывается. Оружие хорошо работало против осадных башен и таранов, а взрывы пугали и дезориентировали врагов. Поражающая мощность порохового оружия 13 века была крайне слабой. Оно скорее использовалось в качестве военных экспериментов, без которых артиллерия не стала бы такой продвинутой в будущем.
Порох активно использовался в китайской кампании 1250-1270 годов и через 50 лет вместе с монголами быстро пришел в Европу, где из него уже сделали действительно грозное оружие.
К 1271 году Хубилай наконец-то захватил южный Китай. Переоценить значимость этого события сложно. Китай был раздроблен со времен Хань, и монголы стали той силой, которая впервые за тысячу лет объединила не просто северный Китай, а север и юг. После этого он будет неделимым практически всегда. В будущем монголов прогонит династия Мин, сохранившая объединенный Китай. При власти маньчжуров Китай останется неделимым и так далее.
Завоевание южного Китая — выдающееся достижение для монголов. Даже Чингисхан не стремился завоевать Сун и держал с ним дипломатические и союзные отношения. Но впервые в истории пришлый народ смог завоевать весь Китай. Это событие настолько значимое, что Хубилай даже перенес столицу в Китай. Ранее несколько десятилетий столицей был Каракорум, город, находящийся на монгольской территории. Хубилай же построил даже две столицы: Шанду и Ханбалык, ставшие новыми центрами империи.
Произошла забавная ситуация, когда брат Хубилая Арик Бока, занявший Каракорум, бросил вызов своему родственнику, мол, настоящим императором является тот, кто сидит в Каракоруме. Хубилай закончил «гражданскую войну», попросту отрезав поставки всех ресурсов из Китая в старую столицу, в которой тут же начался голод и всевозможные дефициты. В итоге Арик Бока поднял лапки и сдался. Зависимость Каракорума от Китая настолько велика, что достаточно просто наложить санкции, и он загнется. Возможностей для параллельного импорта здесь не было.
С 1270-х годов появился интересный феномен — Pax Mongolica (монгольский мир, по аналогии с Pax Romana — римский мир). Монгольская империя протянулась вдоль торговых путей из Китая на Запад и представляла из себя воплощенный контроль над этими путями. В это время происходил расцвет Шелкового пути — никогда ни до, ни после по нему не шло столько торговли, потому что ранее всегда существовала опасность нападений и грабежей.
Ранее на Бабре:
История Монголии: рейд в Европу и разгром ассасинов