Хрущевки и избушки без удобств — суровая реальность для половины населения Бурятии
Бурятия в очередной раз оказалась на задворках российской цивилизации в сфере обеспечения граждан достойным жильем. По данным Бурятстата, на одного жителя республики в среднем приходится всего 20 квадратных метров общей площади жилого помещения. Для сравнения, общероссийский показатель составляет примерно 27 квадратных метров.
Большинство жителей республики до сих пор ютятся в тесных хрущевках и покосившихся домишках. Половина населения (46,8%) проживает в отдельных квартирах, а другая половина (53%) — в частных домах, многие из которых представляют собой ветхие избушки без удобств. О таком сомнительном благе цивилизации, как коммунальные квартиры, и говорить не приходится: в них ютятся всего 0,2% населения республики.
В сельской местности в индивидуальных домах закономерно проживает подавляющее большинство — 80,2% семей. Можно только догадываться, в каких условиях им приходится выживать: без централизованного отопления, водопровода и канализации, на десятках квадратных метров на семью из нескольких поколений. Властям республики давно пора обратить самое пристальное внимание на жилищную проблему на селе, но региональный минстрой до сих пор обезглавлен. Сейчас кресло и.о. министра строительства и ЖКК Бурятии занимает Евгений Поляков.
В городах дела обстоят немногим лучше. В отдельных квартирах проживает всего 64,1% городского населения, остальным приходится ютиться либо в частных домах (35,6%), либо в пережитке прошлого, коммуналках (0,3%). Более чем у половины семей (56,2%) жилье состоит из трех и более комнат, у трети (32%) — из двух комнат, а каждая восьмая семья (11,8%) имеет всего одну комнату на всех домочадцев. При этом у 4,3% семей на одного человека приходится менее девяти (!) квадратных метров жилой площади.
Мизерные цифры говорят сами за себя. Республика находится на уровне беднейших стран Африки и Азии по уровню обеспеченности жильем. Все громкие обещания властей за последние десятилетия так и остались пустым звуком. Программа по переселению из ветхого жилья работает крайне медленно. В 2023 году, по данным минстроя Бурятии, в очереди на расселение стояли 2,6 тысячи человек. Доказывать свое право на переселение многим приходится в судах. Также муниципальные власти устанавливают выкупную стоимость за квадратный метр ниже рыночной, поэтому переселенцы не могут купить себе подходящее жилье на предлагаемые деньги.
Индустриальное домостроение в Бурятии, которое могло бы удешевить и ускорить строительство, фактически уничтожено. Строительная сфера пребывает в упадке: более-менее чувствуют себя не более четырех строительных компаний и трех проектных фирм. Ипотека недоступна для большинства, цены на жилье высоки для рядовых граждан.
Кому захочется жить в перенаселенных развалюхах в Бурятии, когда в той же Москве можно получить отдельную квартиру по программе реновации? Молодые и активные граждане не станут рожать и воспитывать детей в 15-метровых конурах.
Но, к сожалению, местные власти не только не решают существующие проблемы, а лишь усугубляют ситуацию. Под благовидным предлогом «комплексного развития территорий» в Улан-Удэ разворачивается беспрецедентный строительный передел в интересах крупного капитала. Московский застройщик «ПИК Байкала», тесно связанный с мэром города Игорем Шутенковым, получил карт-бланш на возведение в центре столицы Бурятии трех многоэтажных жилых комплексов. Исторический облик города будет непоправимо искажен безликими бетонными коробками высотой до 16 этажей.
В погоне за сверхприбылью чиновники и застройщики готовы переступить через интересы и права простых граждан. Уникальные здания 19 столетия в центре Улан-Удэ, представляющие культурную ценность, безжалостно сносятся вместе с деревянными бараками, чтобы на их месте взрастить «человейники» с крошечными квартирами-студиями по 21 квадратному метру. Людям предлагают ютиться в стесненных условиях, несовместимых с формированием добрососедских отношений.
Реновация по-улан-удэнски оборачивается трагедией для жителей сносимых домов. Стоимость выкупа квартир намеренно занижается, чтобы вынудить людей лезть в кредиты ради покупки нового жилья. В результате горожане рискуют оказаться в долговой кабале, лишившись привычной среды обитания и соседских связей. Мэр Игорь Шутенков откровенно плюет на их интересы, заботясь лишь о перепродаже освобожденных земельных участков под новую застройку.
Амбициозные проекты «ПИК Байкала» по строительству межвузовского кампуса, новых зданий Национального музея и театра «Байкал» — не более чем ширма, призванная прикрыть истинные намерения девелопера. Речь идет о банальном уплотнении застройки, стирании с лица города десятков уникальных старинных зданий ради безликих многоэтажек. Обещания по созданию обширных пешеходных зон и парковок с большой вероятностью останутся на бумаге: на них просто не хватит места при таких масштабах строительства.
Мэру Игорю Шутенкову давно пора извлечь уроки из прошлого. Сверхуплотненная застройка на улице Смолина уже привела к транспортному коллапсу и дефициту парковочных мест. Повторение этой печальной истории в масштабах всего центра грозит окончательно парализовать жизнь города. Прежде чем одобрять сомнительные проекты московского застройщика, необходимо провести широкое общественное обсуждение с раскрытием мастер-плана, которого до сих пор нет в публичном доступе, и привлечь независимых экспертов для оценки всех последствий.
Столица Бурятии рискует окончательно потерять свой неповторимый исторический облик и обречь людей на жизнь в бетонных муравейниках.
Ранее на Бабре:
Инсайд. Московский закон vs улан-удэнский беспредел
Фото: vtinform.com