Снести нельзя помиловать: поселок в Бурятии остался без власти из-за дела о доме-призраке
Поселок Новый Уоян, затерянный где-то между БАМом и здравым смыслом, остался без власти. Главу поселка Ольгу Ловчую заподозрили в том, что она решила снести дом-призрак за бюджетные деньги.
По данным Следственного комитета, в апреле и мае 2024 года администрация поселка Новый Уоян заключила с неназванной фирмой два муниципальных контракта на снос шести ветхих домов и уборку прилегающих территорий от строительного мусора и хозпостроек. Примечательно, что в число объектов, подлежащих демонтажу, попал жилой дом, который к тому моменту уже не существовал, поскольку полностью выгорел во время сильного пожара летом 2022 года. По данным следствия, Ольга Ловчая, прекрасно осведомленная об этом факте, все равно включила здание в контракт. Она перечислила подрядчику бюджетные средства в полном объеме за якобы выполненные работы.
Ситуация усугубляется тем, что, по версии следствия, подрядчик, видимо, вдохновленный идеей сноса воображаемых объектов, решил не сносить некоторые реальные старые сараи и не провел полную уборку мусора. Зато деньги получил по полной программе. Вопиющие факты вскрылись в ходе прокурорской проверки и оперативных мероприятий УФСБ по Бурятии. Ущерб пока не называется, но, учитывая размер годовой казны Нового Уояна в 42 миллиона рублей, вряд ли он исчисляется миллионами. Скорее уж сотнями тысяч.
Северобайкальским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Бурятии главе поселка инкриминируется два эпизода по пункту «е» части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное из иной личной заинтересованности). Теперь Ольге Ловчей светит до десяти лет лишения свободы. Хотя сама она считает, что пала жертвой оговора и происков недоброжелателей. Мол, кому-то сильно невыгодно, чтобы порядочная женщина занимала кресло руководителя поселка, вот и состряпали грязное уголовное дело.
Когда дело запахло жареным (а может, это просто запах того самого сгоревшего дома), весь состав администрации и депутатский корпус внезапно решили, что им срочно нужен отпуск. Бессрочный. Официально это объясняется солидарностью с Ловчей, однако некоторые наблюдатели усматривают в этом попытку избежать ответственности. Возможно, бывшие сотрудники опасаются, что расследование выявит и их причастность к незаконным схемам.
В результате трехтысячный поселок Новый Уоян остался фактически без легитимной власти. Дошло до того, что администрация Северо-Байкальского района обратилась с письмом к главе Бурятии Алексею Цыденову с просьбой ввести в Новом Уояне «внешнее управление» через республиканские органы исполнительной власти. Ситуация усугубляется тем, что в преддверии отопительного сезона в поселке прорвало систему теплоснабжения, и дети вынуждены ходить в детский сад в верхней одежде. Местные жители просто в шоке от всего происходящего.
Не секрет, что качество домов, возводимых для переселенцев из аварийного фонда в Северо-Байкальском районе, зачастую оставляет желать лучшего. Например, об этом неоднократно сообщали бывшие депутаты Народного Хурала, представляющие район. Отсюда и повышенная пожароопасность, и жалобы жильцов на недоделки. А чиновники на местах то ли по недомыслию, то ли по корыстным мотивам порой закрывают глаза на вопиющие нарушения подрядчиков. А если и прикрывают, то топорно, как вышло с несуществующим сгоревшим домом в Новом Уояне.
В декабре в поселке пройдут выборы нового состава депутатов. После формирования нового состава совета будет решаться вопрос о назначении нового главы. Хочется верить, что он будет отличать реальность от фантазий. А то, не ровен час, следующий глава решит, что поселок можно отапливать воображаемыми дровами.
Однако даже после урегулирования политического кризиса доверие жителей к местной власти будет серьезно подорвано.