Инсайд. «Газ или не газ? Вот в чем вопрос»
Очевидно, что проект «Сила Сибири-2» медийно готовят. К чему? Заинтересованы в нём многие: Газпром хочет не зацикливаться на СПГ, а иметь в чём-то ностальгический трубопроводный мегапроект. Для добычных регионов, как и для транзитных, это деньги в бюджет, удержание кадров и газификация — с точки зрения экономики одни плюсы. Проект масштабируемый, кумулятивный, касается ли это ЖД и автомагистралей, или же нефтепровода в параллель.
Хорошо проработанный и отнюдь не бумажный — многое уже готово. А государство поддерживает стратегическое партнерство с Китаем. В общем, всё было бы здорово, если бы не бизнес-традиции получателя: вкладываться в стройку ему не хочется, а покупать газ по цене, максимально близкой к отметке «даром» и до полной выкачки из подземелий, хочется. «Понимаешь, очень газ дешёвый нужен…».
Но мы же об этом, надеюсь, знали заранее? Знали, что партнеры во-первых, безжалостны, а во-вторых ещё не напуганы геополитически, их пока не били инфраструктурными блокадами. По-хорошему, нужно признать, что в текущем состоянии проекта есть только политика без экономики, «стратегическое партнёрство во имя скидки». И подождать Чёрного Властелина, который своими поствыборными акциями быстро разъяснит китайским товарищам, что вечных халяв, извините, не бывает. Что на неизбежных изломах благодати приходиться уже не выжимать дисконт у соседа, а экстренно просить прибавки ресурсов, транзита, политической, а то и бесценной военной поддержки...
Так не приморозить ли слегка проект? Вы в него, друзья, не вкладываетесь, а у нас, понимаете, СВО, Восточный полигон, СМП... Нет свободных денег! Это может расстроить Монголию и Казахстан с их невеликим спросом, но зато поможет росту общей архитектуры СПГ, а уж далее спотовый рынок разберётся, кому и когда сырьё будет продано. В том числе и в КНР задорого.
Не стоит, как мне кажется, игнорировать и другие риски. У китайцев газопроводы ещё не взрывали. А у нас взрывали, и каждый день для оставшихся ниток возникает новая угроза. Что такое стоймостное и организационное обеспечение полной безопасности огромной трубы, проходящей по пустынным землям, от прокси-происков англосаксов? Они что, закончились?
Об окончательном согласовании условий строительства «Газпромом» и китайской CNPC мы слышали ещё в декабре прошлого года... Судя по официальному освещению визита президента России в Монголию, дело всё-таки идёт к положительному решению судьбы магистрали. Однако же Дмитрий Песков в интервью ТАСС сообщил, что договоренностей по строительству пока нет, но переговоры продолжаются. А далее про сложность, коммерческий характер, но с политической волей, которая есть.
И всё это в контексте состоявшейся встречи на ВЭФ Владимира Путина и зампредседателя КНР Хань Чжэна, которого эксперты характеризуют как блестящего менеджера, превыше всего ценящего стабильность и управляемость систем, типичного представителя «Шанхайской группировки».
Можем ли мы что-то знать о реальном положении дел? Лишь косвенно. Нынешний период настройки отношений со странами АТР столь же характерен, как и аналогичный в 90-х, когда в теме взаимодействия с Западом до момента появления у наших фирм своего опыта и спецов рядом вовсю оперировали мутные эксперты и конторки, обещавшие «за долю малую сдать связи и явки, подсказать схемы и заходы»… Сейчас они делают вбросы о том, что первого лица КНР не было, следовательно, «Китай не приехал, всё пропало». Однако делегация соседей была внушительная, включала она не только руководителей среднего и крупного бизнеса, но и целых провинций. А эта публика сцены не любит, и подсвечивать договоры, которых было заключено немало, не собирается. И что-то подсказывает: пусть будет меньше первого лица и пресловутого «стратегического партнёрства», а побольше партнерства оперативно-тактического. Негромкого, но эффективного.
Вадим Денисов, писатель, публицист, исследователь Севера, специально для СМП