«Дураки и дороги»: фильм, который не вызвал резонанса
В конце прошлой недели красноярский журналист Александр Танкович выпустил документальный роуд-муви про ремонт красноярских дорог. Продюсерами выступили красноярские политологи Андрей Шалимов и Алексей Аксютенко. Они же дают львиную долю комментариев по теме. Помогает им председатель Красноярского регионального общественного движения автовладельцев (КРОДА) Егор Фролов.
Красноярская медийная общественность восприняла фильм в штыки. Многим он показался затянутым, нудным и без эффекта новизны. Согласимся, ролик продолжительностью час 29 минут смотреть было сложновато. Но оговоримся – красноярские медиа пристально следят за ремонтами дорог и сопровождающими их историями. Потому узнать что-то новое из фильма Бабру не удалось. Однако тот, кто не шерстит регулярно городскую повестку, скорее всего найдёт для себя что-то новое и, возможно, даже шокирующее.
Также, по скромному мнению Бабра, в фильме много воды и повторов, сложилось впечатление, будто он сделан наспех. В остальном же работа проделана масштабная. Расскажем немного о фильме, не зря же было потрачено полтора часа.
Создатели фильма хотели ответить на вопрос, почему красноярские дороги сомнительного качества. Забегая вперёд, скажем, что им это удалось.
«И так сойдёт»
В этом году администрация Красноярска планировала отремонтировать 75 участков дорог во всех районах города. Ещё 11 сентября телеканал «Енисей» рассказал о том, что из 30 участков, которые должны быть готовы до 15 сентября, сделали только 13. К некоторым из 17 оставшихся на тот момент ещё даже не приступали. Ещё часть дорог должны сдать до 15 октября. К ремонту готовились всю зиму и весну, обещая, что на этот раз всё будет по-другому. Но, разумеется, получилось как всегда.
О многом из того, что есть в фильме, Бабр уже рассказывал.
«Они же не могут сказать, что всё провалилось из-за того, что какие-то коррупционные схемы правоохранителями выявлены в администрации города и поэтому похватали руководителей подрядных организаций. Они не могут сказать, что они сами плохо работали и не контролировали ход строительства и они вообще разучились приёмкой работ заниматься. Они же не могут всего этого сказать. Поэтому начинают креативить и искать какие-то другие решения. Например, переносить сроки», – этим политолог Андрей Шалимов объясняет провал дорожных работ.
Также он озвучил проблему освоения бюджетных средств. Если в один бюджетный год деньги освоить не удалось, их придётся вернуть и на следующий год их уже не выделят. Поэтому власти пытаются освоить средства в течение года, даже если не успевают.
Политолог Алексей Аксютенко ответил на актуальный для многих вопрос, почему в летний период не удалось выстроить работу так, чтобы закончить ремонт в обещанные сроки:
«Есть несколько причин, одна из них – необоснованные обещания, которые давали городские чиновники краевым. Например, они обещали в определённый период закончить работы на Копылова. Соответственно, туда стягивались все силы. В итоге спешка привела к тому, что асфальт там не прошёл по качеству».
Дальше создатели фильма говорят о том, что иной раз складывается впечатление, что цель подрядчиков положить асфальт так, чтобы переделывать его снова и снова. С этим утверждением сложно спорить.
По мнению Алексея Аксютенко, переделывать дороги выгодно прежде всего предприятиям, которые зарабатывают деньги, и это не муниципалы.
«Одни зарабатывают, а переделывать должен генподрядчик, то есть муниципалитет. Финансовые средства из бюджета города через систему заключённого контракта поступили субподрядчикам, они деньги освоили. Подрядчик может понести какие-то штрафные санкции, только они будут оплачены тоже из бюджета, ведь предприятие бюджетное», – заключает Аксютенко.
Получается, что основной подрядчик, которым, например, является САТП, отдаёт контракты на субподряд. Например, компании КДСК, руководитель и учредитель которой Антон Егоров, сын известного застройщика Владимира Егорова. Или «Промстрою», гендиректор и учредитель которого Декард Ханагян сейчас находится в СИЗО, а компанию в августе 2024 года внесли в реестр недобросовестных поставщиков.
Ханагян и Сокирка арестованы. Креско и Логинову приготовиться?
Историю с картельным сговором Алексей Аксютенко считает показательной. Ведь из-за неё и нарушения конкуренции подрядчики понимают, что им не удастся выиграть торги, потому и уходят на другие объекты и территории. В итоге остаётся тот пул, который знает, что эти подряды получит.
«А потом чиновники разводят руками и говорят о том, что больше никаких подрядчиков нет. Правильно, никакие предприятия, понимая, как распределяются подряды, не будут сидеть и ждать, когда выиграют. Потому что это убытки. Есть возможность поучаствовать в тендере, где они действительно могут выиграть. А есть ситуация в Красноярске, где без вариантов. Когда выигрывает муниципальное предприятие и подряды отдаются на субподряд понятным организациям».
Выходит, что дорожный рынок монополизирован, поэтому о качестве ремонтов говорить не приходится. Ведь зачем заниматься качественным ремонтом дорог, если это не является основным критерием успешности и дальнейших заключений контрактов?
«Дорога – хоть кубарем ступай»
Во второй части фильма рассказали о законченных и действующих ремонтах и о том, как компании монополизируют красноярскую сферу дорожного строительства. Также создатели проехали по районам города и посмотрели, как выглядит дорожный ремонт. Впечатления сложились неоднозначные.
Например, на Взлётке и в центре всё практически идеально, редко встретишь трещину или яму. Иначе обстоят дела в отдалённых районах вроде Октябрьского, Советского, Свердловского, Ленинского. И даже если с асфальтом всё нормально, зачастую нет разметки, ливнёвок и прочего благоустройства. Журналист Александр Танкович скептически относится к такому ремонту и планирует посмотреть, что останется от асфальта весной.
За сезон дорожных работ успели сделать 40 из 75 участков, 35 до сих пор делают или ещё не приступали. Успеют ли доделать?
Алексей Аксютенко уверен, что не успеют. Хотя бы потому, что есть такие магистрали, которые невозможно ремонтировать без перекрытия. Например, 2-я Брянская. Если перекрывать эту улицу, город окончательно встанет.
Кроме многих дорожных нюансов, в фильме обсудили:
• скандальную историю с ремонтом трамвайных путей на Красрабе;
• постоянных подрядчиков «Промстрой» и САТП;
• скандальную информацию, которую весной обнародовал экс-вице-мэр Юрий Савин;
• техническое открытие развязки из Пашенного и многое другое.
Технические дороги: Пашенный, Северное шоссе, что дальше?
Банкротят для своих: красноярский АБЗ бьёт тревогу
«А что делать»?»
В третьей части фильма участники отвечали на вопрос, как изменить сложившуюся ситуацию.
По мнению Алексея Аксютенко, важно сформировать свободный рынок, чтобы картельные сговоры и другие схемы перестали существовать. При появлении реальной конкуренции вырастет и качество. Однако в ближайшее время такая перспектива маловероятна.
Егор Фролов считает, что в первую очередь нужно менять главу города, а во вторую – дать возможность участвовать в дорожном рынке всем компаниям, которые есть в городе. Если будет свободная рыночная ситуация, качество улучшится.
Андрей Шалимов уверен, что проблема кроется не в дорожном ремонте, а во всём городском управлении. Решением же является избираемость мэра, который должен быть именно избран народом, а не назначен «сверху». Внимательнее нужно выбирать и депутатов, потому что они контролируют работу мэрии.
Фото: скрины из фильма «Дураки и дороги»