Быть или не быть – и все же все еще вопрос для «Пионера»
Радостная новость о признании незаконными планы застройки территории бывшего стадиона «Пионер» при более внимательном рассмотрении теряет свой блеск. Ведь на самом деле в затяжном судебном процессе все еще не поставлена точка. И вряд ли она будет поставлена в скором времени…
Разговоры о будущем стадиона «Пионер» начались еще в 2019 году. В то время впервые в СМИ начали активно обсуждать возможность застройки этой территории. Например, высказывались идеи о строительстве детского сада или жилых домов. В ответ на эти инициативы появилась группа активистов, проживающих в близлежащих от стадиона домах, которая обратилась к властям с призывом восстановить спортивный объект, ставший важной частью местной инфраструктуры.
Что восстанавливать, когда на тот момент от стадиона остался лишь печальный заросший пусть, – это уже вопрос риторический.
В 2020 году раздосадованные жители достучались до прямой линии губернатора Иркутской области Игоря Кобзева. Глава региона пообещал разобраться с ситуацией и в декабре того же года посетил место, чтобы оценить состояние стадиона. По итогам встречи он поручил мэрии провести открытое голосование среди горожан о том, что они хотят видеть на этом участке. Результаты голосования показали, что около 60% участников выступили за сохранение стадиона, тогда как лишь 1% поддержал идею строительства жилых комплексов.
Однако, несмотря на общественное мнение, в 2022 году стадион исчез с карты города. В сентябре его сняли с кадастрового учета, а управление капитального строительства (УКС) города Иркутска выставило земельный участок на продажу. Депутат гордумы и руководитель предприятия Александр Сафронов объяснил это решение тем, что вырученные средства пойдут на достройку жилого комплекса «Эволюция» в Ново-Ленино. Мэр города Руслан Болотов, к слову, остался в стороне. Как обычно…
Парадокс математики иркутских чиновников: бывший стадион был выставлен на торги за 82 миллиона рублей, а сделка была заключена за 84 миллиона. Но обе эти суммы по сути своей оказались значительно ниже той, которую озвучила ранее заместитель председателя комитета по архитектуре мэрии Иркутска Светлана Свиркина.
В мэрии снижение цены объяснили тем, что новый собственник должен будет построить на участке спортивные площадки, которые затем будут переданы городу. И опять простая математика жителей не устроила: ведь там, где раньше был стадион, земля на 80% уходила под застройки, а лишь 20% определялись для размещения спортивного объекта.
Единственным участником прошедших торгов стал забайкальский предприниматель Александр Гребнев. Откровенно говоря, это имя можно не запоминать, ведь через два месяца после покупки он перепродал объект другой фирме. Новым собственником стал кемеровский бизнесмен Владимир Пехтелев, являющийся одним из акционеров группы компаний «Альфа». Пехтелев быстро сменил вид разрешенного использования участка с эксплуатации спортивного объекта на многоэтажную жилищную застройку. После этого прокуратура подала иск в суд о признании этих действий незаконными и необходимости вернуть участок под эксплуатацию спортивного объекта.
Но и на этом бесконечная чехарда с собственниками и назначением земли «Пионера» не закончилась.
Продажа «Пионера» проверялась Следственным комитетом России на протяжении нескольких месяцев. Были даже проведены обыски в УКСе Иркутска, ставшим инициатором первой продажи, запустившей страшный маятник.
Однако уже в апреле 2024 года в телеграм-канале регионального управления СКР сообщили, что следователи не нашли признаков преступления при приватизации и продаже стадиона. А через месяц вновь запустили расследование, не уточняя причины измененной точки зрения. Парадокс, не иначе. Не стадион «Пионер», а поле чудес какое-то…
Первая инстанция – Свердловский районный суд – в удовлетворении иска отказала, но после апелляции прокуратуры Иркутский областной суд отменил это решение, признал смену вида деятельности незаконной и обязал Росреестр убрать жилищную застройку из разрешенных видов использования. Эта новость и предстала в ряде СМИ как победа справедливости и закона.
Но точки в вопросе, как ни крути, все еще нет.
Сейчас в Арбитражном суде Иркутской области рассматривается еще один иск прокуратуры, которая требует вернуть участок в городскую собственность. Из-за этого на администрацию Иркутска наложены обеспечительные меры – до решения суда мэрия не может выдавать разрешения на строительство на этом участке.
«Пионер» завис бесконечным вопросительным знаком на карте города. Мэрия во главе с воеводой Русланом Болотовым предпочитает отмалчиваться о происходящем. Пятилетний срок мэра подходит к концу – пятилетие отмечает и противостояние вокруг «Пионера».
Но видится нам, концу не бывать ни в одном из печальных сценариев: ни в правлении Болотова, при котором депутаты и аффилированные с ними строительные группы и «друзья» разрывают городскую собственность в угоду личным интересам, ни в судьбе злосчастного «Пионера».