Холодные батареи и темные квартиры. Как ТГК-14 доводит Улан-Удэ до энергетического кризиса
Улан-Удэ рискует зимой погрузиться в энергетический хаос. Виновник торжества — ТГК-14, монополист в сфере теплоснабжения Бурятии, демонстрирующий признаки прямого саботажа.
Компания не просто не справляется с текущими потребностями города, но и усугубляет ситуацию, например, демонтажем двух резервных котлов на ТЭЦ-1 в 2024 году. Как отмечает эксперт в области энергетики Владимир Афанасьев, этот акт корпоративного безумия лишил город 200 Гкал/час резервной тепловой мощности, предназначенной для пиковых нагрузок и, что критично, аварийных ситуаций.
Последняя крупная авария на ТЭЦ-1 случилась 23 декабря 2021 года. Из-за пожара пришлось остановить четыре котла из шести и два турбогенератора из четырех. Тогда под отключение теплоснабжения попала большая часть Железнодорожного района и отдельные территории двух других районов города. Всего тепла лишились около 1000 домов и более 70 объектов социальной сферы (школ, больниц, детских садов). Следующая авария не за горами.
Дефицит тепловой мощности в Улан-Удэ — проблема системная и хроническая. По словам Афанасьева, ТГК-14, заявляя о потребности в 388 Гкал/час для обогрева города, умудрилась заключить договоры на поставку 761 Гкал/час. Двукратный разрыв между возможностями и обязательствами очевиден даже человеку, далекому от энергетики.
Дополняет удручающую картину расчет потребления для зданий без теплосчетчиков по завышенному нормативу. Он установлен решением горсовета от 5 декабря 2003 года и составляет 0,0233 гигакалории на квадратный метр в месяц. С тех пор норматив не пересматривался.
В июне 2023 года руководитель республиканской тарифной службы (РСТ) Бурятии Борис Хмелев пояснил городским депутатам, что в России давно разработан единый норматив на тепло для потребителей, которые не имеют умных счетчиков.
Новый норматив дифференцирован по качеству жилья. Тогда горсовет обратился с просьбой к РСТ подготовить справку о возможности пересчитать норматив потребления тепловой энергии в Улан-Удэ с учетом новых реалий. Но его до сих пор не изменили. Такой подход, например, способствует манипуляциям с приборами учета, включая присвоение разницы между учтенным и нормативным объемами поставленных энергоресурсов.
Симптомы надвигающегося энергетического кризиса уже дают о себе знать. Издание «Номер Один», ссылаясь на мэрию города, сообщило, что количество жалоб на теплоснабжение с начала отопительного сезона подскочило на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, достигнув 910 обращений.
Пока осенняя погода скрывает истинные масштабы бедствия, но с наступлением зимних морозов жители Улан-Удэ будут проклинать холодные батареи. Хотя это может произойти раньше: 13 ноября синоптики предупредили жителей Бурятии о резком похолодании. К концу недели столбик термометра может опуститься до −33 градусов.
Добавляет масла в огонь дефицит электроэнергии. Массовое использование электрообогревателей для компенсации недогрева создает пиковые нагрузки на изношенные электросети, построенные еще в советское время. В январе 2024 года от веерных отключений электроэнергии особенно пострадал микрорайон Левый Берег, где отключали даже магазины и предприятия бытового обслуживания.
Грандиозная реконструкция ТЭЦ-2, на которую ТГК-14 якобы планирует потратить 40 миллиардов рублей, пока остается лишь красивой картинкой на презентации. Завершение работ запланировано на 2030 год. А что делать городу до этого времени? Есть сомнения и в целевом использовании таких огромных средств, учитывая историю банкротств региональных энергетических компаний, таких как «Бурятэнергосбыт» и «Энком», с миллионными дырами в бюджетах.
Банкротство «Бурятэнергосбыта» произошло в 2013 году. Путем финансовых махинаций акционеры и руководство компании вывели из энергетики Бурятии в зарубежные оффшоры около одного миллиарда рублей. Убытки энергосистеме республики никто не компенсировал, и, скорее всего, их распределили в тарифах будущих лет. Иркутская компания «Энком» задолжала «Бурятэнерго» более 870 миллионов рублей. Сейчас «Энком» является банкротом, деньги не вернулись в Бурятию.
Не повторится ли подобная история с ТГК-14? Только в этот раз речь пойдет о десятках миллиардов рублей из федерального бюджета.
Кроме того, проведенное ТГК-14 вторичное размещение акций (SPO) на Мосбирже также выглядит подозрительно. 7 октября 2024 года объем SPO составил 1,5 миллиарда рублей, размещено около 10% акций. Цена SPO составила 0,01 рубля за акцию. Основной акционер ТГК-14, АО «Дальневосточная управляющая компания», намеревался продать до 20% акций компании. Его доля в капитале до SPO составляла 85,5%.
Компания, сначала заявившая о привлечении дополнительных средств для модернизации оборудования, позже призналась, что деньги пойдут на погашение долга перед контролирующим акционером, ИФК «Солид». Подобная непрозрачность в использовании финансовых ресурсов — тревожный сигнал для инвесторов и свидетельство, скорее всего, плачевного финансового состояния ТГК-14. Косвенно это подтверждает рост коэффициента долговой нагрузки с 0,94 в 2019 году до 1,88 в 2023 году. Также высокие цены на топливо «съедают» часть прибыли.
Вернемся в Улан-Удэ. Недавняя публичная перепалка между мэром Улан-Удэ Игорем Шутенковым и ТГК-14 по поводу выдачи ордеров на земляные работы — не более чем попытка градоначальника снять с себя ответственность за надвигающийся энергетический кризис. 30 октября Шутенков заявил, что компания проводит мероприятия, которые негативно влияют на результативность работ по благоустройству города. Проблема гораздо серьезнее и заключается в системном недофинансировании и неэффективном управлении энергетической отраслью города и республики в целом.
Пока федеральные программы газификации пылятся в столах чиновников, а ТГК-14 продолжает издеваться над потребителями, жители Улан-Удэ становятся заложниками корпоративной алчности и безразличия властей. Остается лишь уповать на теплую зиму.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Фото: ТГК-14, пресс-служба горсовета Улан-Удэ