Хроники победившего православия: школьников хотят заставить учить церковнославянский язык
Председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата РПЦ, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев) заявил, что в российских школах следует ввести преподавание церковнославянского языка. По мнению РПЦ, это способствовало бы в том числе реализации курса на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и борьбе с иностранными заимствованиями в русском языке.
Напомним, так называемый «церковнославянский язык» — синтетический язык, используемые в православном богослужении в Болгарии, Сербии, Черногории, Северной Македонии, Польше, Белоруссии, Украине и России. Язык базируется на древнеславянском языке. Сам термин «церковнославянский язык» придуман русским филологом Александром Востоковым в 1820 году, до этого язык православного богослужения не имел собственного названия и являлся для каждой страны диалектом старославянского языка с поправкой на влияние местных языков.
В свою очередь, старославянский язык представляет собой солунский диалект древнеболгарского языка, значительно упрощённый со времен Кирилла и Мефодия, то есть с середины IX века. Старославянский язык имеет два вида письменности — глаголицу и кириллицу. Кириллическая азбука содержит 40 букв. Используются многочисленные надстрочные знаки, определяющие три вида ударения, придыхание, три сочетания придыхания с ударениями, ерок, кендема, краткая, простое титло, разнообразные буквенные титла.
Важным нюансом является то, что единого свода правил для церковнославянского языка нет, как нет и нормативного орфографического словаря.
Для написания церковнославянских текстов традиционно используется исключительно шрифт, основанный на строгом русском полууставе XVI века. Однако даже среди священнослужителей число людей, умеющих читать классический старославянский шрифт, незначительно.
В целом церковнославянский язык крайне сложен для изучения (по некоторым оценкам, в несколько раз сложнее греческого), а учитывая крайне узкую сферу его применения, отсутствует и мотивация для его изучения школьниками. Кроме того, в связи с инициативой РПЦ, остаётся открытым вопрос о том, кто будет преподавать этот язык в школах. Даже если предположить, что с этой целью будут ангажированы священнослужители, среди которых от силы десятая часть вообще имеет представление о церковнославянском языке, то на 36 тысяч священников РПЦ МП приходится около 40 тысяч школ, и священников банально не хватит.
Таким образом, идея введения церковнославянского языка в школах — чистой воды популизм. Между тем сам факт подобной инициативы со стороны именно епископа Евфимия (Моисеева) достаточно примечателен. В церковных кругах он считается кандидатом номер один в преемники патриарха Кирилла.