В Китае знают о проекте нового Медного завода больше, чем сами жители Норильска
На минувшей неделе агентство «Блумберг», которое специализируется на экономических и финансовых новостях, опубликовало материал о том, что «Норильский никель», кажется, договорился с китайцами по поводу места строительства своего Медного завода.
Как пишут журналисты, после нескольких переговоров, Потанин выбрал для объекта площадку на юге Китая, в портовом городе Фанчэнган. Сначала «Норникель» вёл переговоры с двумя китайскими компаниями об использовании существующих плавильных заводов для переработки российского концентрата. Но теперь от этой схемы решено отказаться и свой завод «Никель» будет строить с нуля.
Мощность предприятия - 500 тысяч тонн в год. Это почти столько же, сколько всего выпустил меди «Норникель» в 2023 году. Фактически Потанин уводит за границу России все своё медное производство, за небольшим исключением. Что думают об этом российские власти — до сих пор непонятно. Но есть любопытный нюанс.
По информации «Блумберга», импорт российской меди постепенно уменьшается: «Китай импортировал около 165 000 тонн российской рафинированной меди за первые девять месяцев года, что на треть меньше, чем за аналогичный период 2023 года», – сообщает агентство. Импорт же медного концентрата — наоборот, растёт. «Экспорт медного концентрата из России в Китай в январе – сентябре 2024 года вырос на 36% в годовом выражении до 310 000 т. », — сообщают «Ведомости» со ссылкой на Главное таможенное управление КНР.
Возможно, «Норникель» хочет сделать коллегам из Китая, испытывающим нехватку сырья, подарок в виде увеличения поставок концентрата, который можно было переработать в России. Правда, обычно считается, что экспорт продуктов переработки выгоднее, чем сырьевой, потому что позволяет и развивать производственные мощности, и обеспечивать занятость, и увеличивать налогооблагаемую базу, например. Если только у тебя есть цели развивать бизнес в России, конечно.
Зато, благодаря журналистам «Блумберга», мы знаем, что думают о планах Потанина китайские власти. Планы, пишут они, вызвали «сопротивление со стороны медной промышленности Китая». Рынок Поднебесной и так сейчас переполнен, только в той же провинции, где «Норникель» собирается строить свой завод, уже есть аналогичное производство, которое принадлежит государственной компании.
Почему это важно? Потому что вряд ли власти Китая собственными руками захотят обеспечивать лёгкую жизнь прямому конкуренту. Кроме того, сам проект нового завода может быть убыточным. Аналитик ПСБ Алексей Головинов говорит, что «в Китае сейчас хватает своих мощностей и появление нового завода приведёт лишь к снижению цены на рафинированую медь из-за роста предложения. Кроме того, в экономике КНР видны явные проблемы. Если Пекину не удастся оживить промышленность, инвестиции в новый завод могут не окупиться».
По словам агентства, «Норникель» не ответил на вопросы издания, поэтому вся информация, которая есть у «Блумберга» — от источников агентства в Китае. «Норникелю» уже не раз предлагали публично обсудить проект, в том числе и с участием жителей Норильска, но Потанин по-прежнему отказывается это делать. Есть мнение, что закрытие Медного завода потянет за собой разрушение очень длинной производственной цепочки, и негативные последствия ощутит не только Норильск, но и другие предприятия Таймыра и Красноярского края.
В любом случае, речь идёт не просто о сокращении 2000 или более человек (наверняка, у компании есть публичная позиция по этому вопросу), а о ползучей деиндустриализации края при молчаливом согласии региональных властей.