«Баяртай, Буряад театр»: режиссер Сойжин Жамбалова ушла из Бурдрамы
Бурятия славится удивительным талантом отторгать всё самое одарённое и перспективное. Последний эпизод в этой череде — уход Сойжин Жамбаловой из Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева. Скупое, но ёмкое «уволена по собственному желанию», сопровождаемое краткими итогами работы и видеороликом, появилось в соцсетях режиссёра 11 декабря.
За десять лет, потраченные на благо театра, творческая энергия Жамбаловой породила такие работы, как «Маугли», «Ромео и Джульетта», «Шэнхинүүр шулуунууд» («Поющие камни»), «Үбгэд+Хүгшэд», «Полёт. Бильчирская история», «Дыхание бронзы», «Смотритель», «Собачьи истории», «Үншэн сагаан ботогон» («Верблюжонок»), «Алтан Сэсэг», «Её зовут Бальжан», «Корея03», «Эмгээ» («Бабушка»), «Сказка о потерянном времени», «Долгин» («Волна»), «Эрбээхэй», «Ритка» и «миллион Сагаалганов и концертов» (цитата).
Талант Сойжин Жамбаловой проявил себя не только в режиссуре. Её композиторский дар обогатил музыкальное оформление спектаклей «Ветер минувших времен», «Маугли», «Убгэд+хугшэд», «Шэнхинуур шулуунууд», «Когда падают горы. Булжамууртын орон», «Алдар. 9 секунд», «Алтана star», «Тугшан», «Аадар. Гроза», «Амиды бусаhанайш тулоо», «Полковник пишет», «Дорж», «Ууган хубуун. Старший сын», «Хугшэн эжыдээ». Неполный перечень постановок и композиций красноречиво свидетельствует о плодовитости и неуёмной энергии этой на вид хрупкой женщины.
Работа Жамбаловой отмечена множеством наград. Из последнего: Няганский ТЮЗ получил приз от худрука Большого Детского фестиваля Сергея Безрукова за постановку Сойжин Жамбаловой «Калечина-Малечина». Международный фестиваль «Большой Алтай», прошедший с 21 по 25 августа, также подтвердил неординарный талант Жамбаловой и других представителей Бурдрамы. Спектакль «Долгин» удостоился награды «за соединение национальной традиции с современным театральным языком». Заслуженный артист Бурятии Чимит Дондоков получил награду «за глубокое сценическое воплощение национального характера». Народный артист Бурятии Баста Цыденов удостоился награды «за самобытное переосмысление классики» в спектакле «Старик и море», а худрук театра Олег Юмов — за спектакли, «ставшие событием театральной программы».
За внешним благополучием, судя по публикации Сойжин, скрываются совсем иные мотивы увольнения. «Принимала правила, нарушала правила, хулиганила, буянила, восхищалась, защищала себя, защищала других, ахреневала от людей, ахреневала от себя», — пишет Жамбалова (орфография и пунктуация сохранены).
В тексте эмоциональная исповедь идёт сразу же после сухого заявления об уходе. Вероятно, эта попытка осмыслить минувшее десятилетие есть следствие затяжного конфликта. Творческий человек оказался не способен существовать в рамках тех самых пресловутых «правил», навязываемых сверху. «Из просто режиссера трансформировалась в бурятского режиссера, занималась делом, делала это дело честно и с большой любовью». Итоговая строчка: «Баяртай, Буряад театр».
Сложно оценить всю глубину произошедшей драмы. Бесспорно одно: Бурятия не впервые демонстрирует неспособность удерживать талантливых людей. Кто от этого выиграл? Точно не театр и не зрители. Не выигрывает в итоге и сама Бурятия.
Засилье бюрократизма, приоритет «своих людей», нежелание (или неумение?) вести диалог с творческими деятелями — все это реалии сегодняшнего дня в министерстве культуры Бурятии. Уход таких личностей, как Сойжин Жамбалова, сигнализирует о серьёзных проблемах и провалах в управлении культурной сферой региона.
Ранее на Бабре:
«Без тени не бывает света»: Бато Шойнжонов о театре, кино и созидательном посыле. Интервью Бабра