Безработица ушла в статистику. Кадровый голод Бурятии вышел на пик
Парадокс: безработица падает, а кадровый голод растёт. Бабр разобрал выступления топ-чиновников Бурятии на пресс-конференции 10 января.
Уровень безработицы в Бурятии к концу 2024 года составил 5,3%, обновив исторический минимум. Для сравнения: в 2020 году показатель достигал 12%, а в доковидные годы колебался около 9%. Число официальных безработных сократилось с 45 тысяч до 17,1 тысячи человек, из которых 63% — жители сёл. Однако предприятия республики заявляют о 12 тысячах незакрытых вакансий.
Больше всего дефицит кадров ощущается в промышленности (23%), строительстве (7%), образовании (10%) и здравоохранении (8%). Демографический кризис усугубляет дисбаланс: за четыре года численность трудоспособного населения сократилась на 132 тысячи человек — с 561 тысячи до 429 тысяч. Из них 412 тысяч официально заняты. Экономически активное население составляет 44% от общего числа жителей (972 тысячи).
Самозанятые заполонили торговлю
Резкий рост числа самозанятых — с трех тысяч в 2020 году до 47 тысяч в 2024-м — стал одной из главных причин снижения безработицы. Однако большинство из них заняты в низкопроизводительных секторах: торговле и услугах. При этом добывающая отрасль даёт большее количество налогов, но создаёт меньше рабочих мест.
Система подготовки кадров не соответствует запросам рынка. В промышленности требуются инженеры и рабочие (газосварщики, токари), но 32% населения не имеют профессионального образования, а 29% — высшего. Программы переобучения через центры занятости охватили только две тысячи человек в 2024 году — капля в море при 12 тысяч вакансий.
«Низкая безработица — не есть хорошо для экономики. В среднем процент безработных должен варьироваться от 5 до 7%. Тогда будет работать система рынка труда, когда есть возможность выбирать на рынке лучшие продукты, товары и услуги», — заявила Екатерина Кочетова.
Также с 1 января 2025 года МРОТ в Бурятии повышен до 22,4 тысячи рублей. В северных районах с учётом коэффициентов сумма достигает 49,3 тысячи рублей. Средняя зарплата выросла до 69 тысяч рублей, однако цифра маскирует разрыв: в добывающей отрасли платят до 250 тысяч рублей, тогда как в торговле — 25-30 тысяч.
Кочетова нашла виноватых в инфляции
Зампред правительства и министр экономики Бурятии Екатерина Кочетова заявила, что инфляция (10% в 2024 году) вызвана «избытком денег у населения». Только жители Бурятии стали забывать давнюю цитату «с голоду ещё никто не умер», как Кочетова вновь поражает людей циничностью. Откровенно дилетантская трактовка чиновницы с экономическим образованием игнорирует ключевые факторы: рост цен на энергоносители (+18% за год), логистический коллапс из-за санкций и девальвацию рубля.
Министр образования Бурятии Валерий Поздняков похвастался средней зарплатой учителей в 56 тысяч рублей (до 70 тысяч с надбавками). Но эти цифры не учитывают, что педагоги работают на полторы-две ставки из-за нехватки 800 специалистов. Программа «Земский учитель», предлагающая два миллиона рублей за переезд в села, за 2024 год вообще не привлекла людей, судя по тому, что информации об этом нет в публичном доступе, а о позитивных результатах ведомство сразу бы похвасталось.
Номинальный рост зарплат в Бурятии на 58% за четыре года (с 40 тысяч до 69 тысяч рублей) не компенсирует инфляцию. Реальные доходы населения за тот же период упали на 12%. Например, при средней зарплате в 69 тысяч рублей семья из двух работающих взрослых и ребёнка тратит:
• 35% на продукты (24 тысячи рублей);
• 25% на ЖКУ (17 тысяч рублей);
• 15% на транспорт и связь (10 тысяч рублей).
Оставшиеся 25% (17 тысяч рублей) едва покрывают лекарства, одежду и непредвиденные расходы. При этом, по результатам опроса hh.ru за 2024 год, 34% жителей Бурятии считают выплату кредитов (без учёта ипотеки) второй по величине финансовой нагрузкой.
Как говаривал один экономист: «Статистика — как купальник: то, что он раскрывает — красиво, но куда интереснее то, что он скрывает». Пока цифры в отчётах радуют глаз Москвы, люди в Бурятии продолжают жить в условиях, где исторический минимум безработицы соседствует с историческим максимумом отчаяния.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Фото: телеграм-канал Екатерины Кочетовой