Труба в Китае, дым в Иркутске: почему в газодобывающем регионе все еще топят углем?
Не секрет, что Иркутская область серьезно отстает от других российских регионов по уровню газификации: 1,02%, из них природным газом – 0,353%. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто съездить куда-нибудь за пределы области. Но причины этого отставания – если и не секрет, то загадка для большинства жителей Приангарья. В конце концов, мы и сами газодобывающий регион.
В Иркутской области расположено одно из крупнейших газоконденсатных месторождений – Ковыктинское, 2 триллиона кубометров. В его освоение вложены немалые средства. И с самого начала разработки мало что из добытого шло на нужды местных жителей.
Ковыктинское месторождение
Сравните эволюцию программ газификации. В 2009 году совместно с Газпромом планировали газификацию 82% региона. В 2023 – 5,37%. В 2024 году регион был вынужден сократить финансирование этих процессов. От планов газификации 872 населенных пунктов – к пяти муниципальным образованиям. И все это при полном равнодушии самого Газпрома.
А добыча идет. Но не в дома и котельные Иркутской области, а по «Силе Сибири» в Китай. Когда-то проект стоимостью в триллион рублей подавали как важный для экономического развития региона. И действительно, региональные власти прекрасно осознают, что (цитируя региональную программу газификации) «для всех отраслей экономики Иркутской области стратегической целью является газификация региона, в том числе использование газа как основы для экологии и развития туристско-рекреационного потенциала и сохранения озера Байкал».
Но трубопровод мощностью 38 миллиардов кубометров в год направил все голубое топливо в Китай. Да еще, как выясняется, с 40-процентной скидкой. Газпром будет продавать газ нашему большому южному соседу по 247,3доллара за тысячу кубометров, а западным – по 403 доллара.
Этому есть простое объяснение. С падением экспорта в Европу газовому монополисту необходимо нарастить объемы на других направлениях. Китайцы это отлично знают, и выторговывают себе лучшие условия. Нет гарантий, что скидки не станут еще больше в ближайшем будущем. Таким образом, сейчас Газпром жертвует и экспортной прибылью, и внутренним рынком ради объемов.
Здесь кроется главная ошибка. Дело не в том, что «национальное достояние» уходит за границу, России необходима валютная выручка. Но вместо уникальной возможности диверсификации, развития газового потребления внутри страны, монополист вновь кладет все яйца в одну корзину, просто другую. Сам себе создает риски.
Внутрироссийский, иркутский в том числе, рынок – способ нивелировать эти риски. Стабильный внутренний спрос не даст так легко выкручивать руки. О том, что надо действовать так, чтобы какой-то один покупатель не мог оказывать давление на весь бизнес, расскажет любой предприниматель.
При этом, газификация Иркутской области – стратегическая задача для нашего государства сама по себе. Газ – это не только бытовой комфорт. Современная промышленность не может без него развиваться. Экологически чистая промышленность – там более, пока основным топливом на тепловых станциях остается уголь. Он необходим как дешевый источник высокотемпературного тепла и сырье в химическом производстве. Напомню, что в Усолье-Сибирском планируется открыть Федеральный центр химии.
В любом случае, без серьезной газификации Иркутская область будет оставаться регионом со стагнирующей экономикой. Газ – реальный импульс для развития в нашем регионе отраслей экономики посложнее жилищного строительства. Сейчас ход за Газпромом, у которого появился исторический шанс напрямую поспособствовать этому, для своей же выгоды.