Первомайские праздники — от цветов и костров до рабочих демонстраций и фольклорных фестивалей
Весна — это время обновления и возрождения мира. Все народы с древнейших времён ждали, призывали и чествовали весну. Первые весенние карнавалы устраивали в разных странах ещё в конце февраля — начале марта, потом дружно прославляли «возрождённое» Солнце в день весеннего равноденствия, но настоящий весенний праздник повсюду связывали с маем месяцем — временем расцвета природы. В эту пору поклонялись богам плодородия, надеясь на урожайный год. Именно поэтому 1 мая издревле считалось важным днём во всех странах Европы.
Праздники цветов
В Древнем Риме и Древней Греции месяц май посвящался богине Майе и от неё получил своё название. В греческой мифологии Майя была старшей из семи сестёр-Плеяд, матерью Гермеса. Она олицетворяла идею роста и считалась одной из богинь-покровительниц материнства и плодородия (поскольку её имя связано с понятиями «больше», «крупнее», а также с названием кормилицы). Римляне знали её как Майесту (богиню земли), мать Меркурия и супругу Вулкана, и отождествляли с «благой богиней», покровительницей плодоносной земли. На майские календы (1 мая) ей приносили традиционную жертву земли — беременную свинью.
Майя у римлян также соотносилась с Флорой, богиней цветов, расцвета и весны. От Флоры зависело цветение (а следовательно, и плодоношение) хлебов, виноградников, оливковых рощ, плодовых садов; так что ей поклонялись как богине, обеспечивающей рождение. В честь Флоры с 28 апреля по 3 мая устраивались флоралии — древние праздники цветов, сопровождавшиеся играми, театральными представлениями, танцами. На время флоралий жители Рима украшали себя и свои дома цветами, венками из цветущих веток и трав.
Не отставали от римлян и греки: у них тоже были весенние праздники цветов, связанные с культом Деметры и Персефоны, а также Диониса. В какой-то момент один из «цветочных» праздников приурочили к 1 мая, и в наши дни Протомайя считается одним из самых красивых фестивалей Греции. Люди в этот день семьями выбираются на природу, собирают цветы и цветущие ветви, сплетают из них венки, которые вешают на двери домов. Венки оставляют до высыхания, а потом сжигают в ритуальных кострах в Иванов день.
Очистительные костры
Если греки и римляне связывали 1 мая с цветами, то кельты и германцы соотносили это время с огнём. На британских островах с ночи на 1 мая праздновали Бельтайн или Белтейн — праздник начала лета, посвященный богу Белу (Беленусу), примерно соответствующему греческому Аполлону. Название Бельтайн переводится как «сияющий огонь» или «огонь Бела». В других странах для того же праздника использовали название Галан-Май.
В ночь накануне Белтайна на возвышенных местах разводили большие костры, и друиды совершали возле них жертвоприношения и прочие ритуалы, пели гимны Солнцу. В селениях «обновляли огонь»: тушили все огни, чтобы потом принести в очаг священное новое пламя от общего костра. Участники праздника совершали «очищение огнём», прыгая через костёр или проходя между кострами; таким же образом прогоняли скот, чтобы защитить животных во время летнего выпаса. Дома и дворы украшали ветками рябины или боярышника (для защиты от злых сил и привлечения удачи).
Германцы, а также многие славянские народы, тоже имели обычай разводить 1 мая (в ночь на этот день, а иногда и несколько ночей подряд) большие костры на холмах. Считалось, что это отгоняет и обезвреживает злые силы, дарует здоровье и способствует урожаю. В Германии ночь на 1 мая (знаменитая Вальпургиева ночь) считалась временем особого разгула нечистой силы: верили, что в это время ведьмы слетаются на гору Броккен и устраивают там шабаш, а майские костры защищают от их козней христиан.
Почитание молодой зелени
К 1 мая дома повсюду украшали зеленью, а деревни обходила ряженая в зелень молодёжь. Кроме того, в честь весеннего праздника сооружали «майское дерево». Эта традиция вообще была широко распространена по всей Европе: парни загодя подготавливали к празднику очень высокий шест (обычно из ствола хвойного дерева, либо берёзы), на вершине которого закрепляли «корону» - большой венок из веток, трав и цветов, украшенный длинными лентами и разноцветными лоскутами. Этот «май» был символом плодородия, соединения мужского и женского начала. Его могли носить по селу или устанавливать на городской площади; вокруг него водили хороводы (держась за ленты), устраивали танцы; а в некоторых местах, в ночь на 1 мая, его «похищали» и потом «выкупали» (обычно за угощение). Нередко на площади устанавливали большой «май», а маленькие украшенные «маи» носили по селу или ставили во дворах, иногда даже по нескольку штук (например, по числу коров в хозяйстве). Германские юноши приносили «маи» к домам любимых девушек, как признание в любви. Возле большого «мая», на деревенском празднике, часто выбирали «майскую королеву» - самую красивую девушку, в древности, очевидно, служившую олицетворением богини весны и плодородия.
Новое время — новые традиции
Древние первомайские обряды и обычаи, видоизменявшиеся под влиянием христианства, но все ещё связанные с обеспечением плодородия и благополучия людей, сохранялись в разных странах на протяжении веков. Однако урбанизация, технический прогресс и прогремевшие по миру войны XIX-XX веков изрядно «приглушили» народные традиции. Праздники в честь небесных покровителей растительности сменили «дни труда».
И в самом деле: у людей, трудившихся в городах по 12-15 часов в сутки, мысли были совсем не праздничные. Против непосильных условий и мизерной зарплаты начали устраивать демонстрации и забастовки. Первыми, как считается, подняли бунт австралийцы: 21 апреля 1856 года каменщики и строительные рабочие в Мельбурне прекратили работу и пошли к зданию парламента, требуя введения восьмичасового рабочего дня. Удивительно, но у них всё получилось: правительство ввело знаменитую «восьмичасовку» (8 часов на работу, 8 — на «личные дела», 8 — на сон).
1 мая 1886 года взбунтовались американцы: в Чикаго, Детройте и Нью-Йорке прошли массовые демонстрации рабочих под предводительством анархистов. Они требовали сократить 15-часовой рабочий день до восьми часов в сутки и выделить два официальных выходных в неделю. Но эти демонстрации привели лишь к массовым увольнениям и репрессиям: разгоняя рабочих, полиция открыла огонь, несколько человек были убиты и десятки ранены. 4 мая анархисты собрали на Хеймаркет-сквер массовый митинг против террора; сперва всё шло довольно мирно, но потом прибыла полиция, кто-то швырнул в неё бомбу. Несколько полицейских погибли, началась стрельба, снова были погибшие и десятки раненых. Начались аресты рабочих, потом нашли «зачинщиков», пятерых из которых повесили, а троих отправили на каторгу.
Примерно через 10 лет тот приговор отменили, всех обвиняемых признали невиновными, а выжившие получили извинения. Начальника полиции посадили за коррупцию. Однако дело было сделано: погибшие «мученики» стали общей иконой борцов за дело рабочего класса, и на Конгрессе II Интернационала в Париже в 1889 году был подписан указ о назначении 1 мая Днём международной солидарности трудящихся.
В России этот праздник установился после революции 1917 года. До этого появилась традиция «маёвок» - первомайских пикников, на которых рабочие, отдыхая от трудов праведных, обсуждали нелёгкую жизнь, заодно и агитировали, и протестовали, а с 1901 года начали выходить на маёвки с лозунгами: «Долой самодержавие!» и «Да здравствует республика!».
После свержения монархии День Интернационала — Первомай — стал одним из трёх главных советских праздников (наряду с 7 ноября и Новым годом). В 1918 году в РСФСР он был объявлен государственным, тогда же состоялся первый парад на Красной площади. С этого времени граждан обязали выходить на демонстрации, чтобы прославлять труд и рабочих. Про Чикаго, естественно, никто уже не вспоминал.
Вплоть до 1972 года праздник носил название День Интернационала, а потом был переименован в День международной солидарности трудящихся. После распада СССР, в 1990 году, 1 мая вновь решили переименовать — на этот раз в Праздник весны и труда.
А что же с цветами и кострами?
К концу XX — началу XIX века по всему миру прошла идея возрождения старинных традиций. Популярны стали фольклорные фестивали и всевозможные этнические мотивы. Старинные праздники по мере сил «восстанавливают», и в них с удовольствием участвуют как туристы, так и местное население.
Например, в Польше, Чехии, Словакии, Хорватии и в наше время ставят «майские деревья», чтобы танцевать вокруг них национальные танцы. Проходят народные гулянья, выборы «майской королевы» и всенародное угощение.
В Ирландии и Шотландии, а иногда и в Англии, вовсю празднуют Бельтайн: жгут костры, надевают «старинные» костюмы (ну или наряжаются эльфами и ведьмами — по желанию), устраивают фаер-шоу и концерты этнической музыки. Особенно усердствуют виккане и неоязычники, совершающие в это время свои магические ритуалы.
Германцы по случаю Вальпургиевой ночи проводят костюмированные шествия и музыкально-этнические фестивали. Жгут костры и украшают дома ветками, а иногда — и фигурками ведьм (как на Хэллоуин). На горе Броккен бывает театрализованное представление по мотивам "Фауста", прославившего Вальпургиеву ночь на весь мир.
Ну а русские, чаще всего, отправляются на дачи, чтобы в буквальном смысле поклониться Матери-Земле и обеспечить себе урожай усердным обустройством грядок.
С Первомаем вас!