«Бурятпроектреставрация» угодила в чёрный список
Непотопляемая «Бурятпроектреставрация» временно сходит с дистанции государственных подрядов. Скандально известный застройщик впервые получает серьёзную санкцию: внесение в реестр недобросовестных подрядчиков на два года.
Проблемы в ходе реконструкции театра кукол «Ульгэр» в Улан-Удэ и строительства дома культуры в Кяхте стали настолько вопиющими, что даже мощные покровители фирмы во власти, зампред правительства Бурятии Евгений Луковников и начальник Управления капитального строительства Анатолий Урбанов не смогли (или не стали) удержать её на контрактах. Теперь им, вероятно, приходится думать, как отмыться от связей с подрядчиком.
Стоимость этих двух объектов измерялась миллиардами рублей. Луковников в январе 2025 года заявлял, что «самое трудное позади», но к маю выяснилось, что готовность объекта не превышает 85%, а внутренние сети и сценическое оборудование остались не смонтированными. Урбанов в конце 2024 года говорил, что в медленной работе подрядчика виноваты санкции и проблемы с импортным оборудованием. Отговорка выглядела нелепо уже тогда. Чиновники явно выгораживали подрядчика до последнего. Но переносить сроки сдачи в шестой или седьмой раз без последствий оказалось уже невозможно.
«Бурятпроектреставрация» имеет богатую историю скандалов и не сданных в срок объектов, включая онкодиспансер и очистные сооружения в Выдрино. Однако компания Жамсарана Батуева каким-то образом умудрялась получать самые «жирные» государственные контракты. Это возможно только при активном покровительстве чиновников высокого ранга.
Внесение в реестр недобросовестных подрядчиков — формально приговор для компании, живущей на госконтрактах. Но Батуев может легко обойти эту санкцию. Ничего не мешает ему зарегистрировать на эти два года новую ООО с новым номинальным директором и продолжить участвовать в торгах. «Прикормленные» Луковников и Урбанов, вероятно, не бросят его в беде. Схемы обхода законодательства в строительном бизнесе хорошо отработаны, Бабр ранее писал о подобной истории.
Но проблемы с «Бурятпроектреставрацией» и её покровителями теперь выходят на другой уровень. Внесение в реестр должно дополнительно привлечь внимание силовиков.
Луковников последовательно проваливает все проекты, за которые отвечает в строительной сфере. Под его кураторством завис не только театр «Ульгэр» и дом культуры в Кяхте, но и мост через Уду в Улан-Удэ (сдвинуты сроки сдачи до 2027 года), и мост через Джиду в Джидинском районе (работы остановлены больше года). В его зону ответственности входило строительство очистных сооружений в Выдрино, которые вышли из строя вскоре после сдачи, по факту их принятия чиновниками даже возбудили уголовное дело по статье о злоупотреблении должностными полномочиями. Луковников и Урбанов активно лоббировали «Бурятпроектреставрацию» на этом объекте, отведя от участия реального победителя конкурса.
Срыв сроков по ДК в Кяхте зафиксировали ещё в декабре 2024 года, объект был готов лишь на 65% при запланированной сдаче в ноябре. Луковников давал поручение «активизироваться», но подрядчик не смог (или не захотел) нарастить темп. Дом культуры, как и театр «Ульгэр», остаётся долгостроем.
На фоне этих провалов происходит показательная ротация кадров в правительстве Бурятии, касающаяся строительной и промышленной сфер. Денис Гармаев, о котором много говорили в связи с уходом из Хурала и который имеет сомнительную репутацию «бизнесмена-обещалкина» (чего стоит его несостоявшийся «дубайский пляж» в Улан-Удэ), назначен министром промышленности, торговли и инвестиций. А на место министра строительства и ЖКХ назначен Евгений Коркин, который долгие годы работал заместителем в этом министерстве.
Возможно, назначение Коркина — это попытка добавить в публичное поле ещё одну фигуру, которая будет делить ответственность за неудачи вместе с Луковниковым и Урбановым. Кроме того, министерство строительства Бурятии несколько лет работало без главы ведомства. Появление настоящего министра (а не врио) будто бы должно означать, что правительство начинает решать накопившиеся за «безминистерские» годы проблемы.
Как метко отметил телеграм-канал «Zветкова и ЖКХ», строительный сектор Бурятии раздроблен на мелкие фирмы, часто состоящие из пары человек, которые нанимают рабочих со стороны и не справляются с масштабом и сложностью крупных объектов. Необходима одна мощная строительная организация, обладающая достаточными ресурсами, кадрами и собственной производственной базой. Такая структура могла бы перебрасывать ресурсы и кадры между объектами, обеспечивая завершение строек в срок и качественно. К сожалению, в конкурентных рыночных условиях компании без мощностей и с низким уровнем квалификации умудряются годами паразитировать на бюджете благодаря покровителям.
Отдельно отметим Анатолия Урбанова. Если подрядчик срывает сроки, работает некачественно, если его приходится вносить в чёрный список — это прямое следствие недостаточного или неэффективного контроля со стороны УКСа. Урбанов не смог обеспечить завершение проектов ни в Улан-Удэ, ни в Кяхте, ни в Джидинском районе. Его дальнейшая карьера на должности начальника управления должна вызывать вопросы у руководства республики.
Вся эта история бросает тень на государственные программы развития, национальные проекты, которые реализуются в Бурятии. Граждане видят не новое здание театра или мост, а бесконечные стройки, уголовные дела и меняющихся министров, которые приходят на место провалившихся. Это прямо влияет на репутацию всей властной вертикали в республике.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Фото: УКС Бурятии, правительство Бурятии