Фенольное наследие: ЛВРЗ годами уходит от ликвидации отстойника
Пока «Водоканал» выбивает с мелких бизнесов штрафы за мнимые «фенолы в буузах», настоящий токсичный очаг десятилетиями тлеет прямо в центре Улан-Удэ – на территории ЛВРЗ. Судебные решения об обязательной очистке есть, но завод и его владельцы уходят от исполнения через отсрочки и перевод ответственности на федеральный уровень. В итоге платить за отравленные грунтовые воды приходится городу и самим жителям, а не реальному загрязнителю.
Начнём по порядку. После 2020 года в правилах водоотведения появился весьма интересный пункт, согласно которому теперь МУП «Водоканал» может сам брать пробы сточных вод у абонентов и выставлять счета в случае «превышения нормативов». Однако под видом заботы об экологии хитрые коммунальщики стали использовать эту схему как удобный инструмент давления на малый бизнес. Последние годы компания агрессивно начисляет платежи за «сверхнормативные сбросы» мелким и средним компаниям: кафе, цехам по фасовке, даже буузным.
Проверка, кстати, проходит выборочно: пришли, зачерпнули пробу, лаборатория нашла лишнюю молекулу – и всё, предпринимателю влетает штраф или доплата. Благодаря этой формуле «Водоканал» получил постоянный источник дохода. И что самое важное, большинству бизнесу приходится платить, так как несогласных коммунальщики гонят в арбитраж. Об этом в начале августа сообщила региональная газета «Номер один».
У мелкого бизнеса нет своих химиков, независимой лаборатории или денег, чтобы ежемесячно делать анализы в ответ. Предприниматели при этом уверены, что показатели завышены. Там, где компания видит десятикратное превышение нормы по опасным элементам, независимые лаборатории (до которых предприниматели всё-таки доходят) часто получают нормальные, близкие к «нулю» значения. Правда, доказать это проблематично. Оспаривать штрафы можно только в суде, а для этого надо запастись временем, нервами и деньгами. Поэтому, чтобы избежать трат на долгую судовую баталию, часть людей платит молча, чем и пользуется «Водоканал».
В ежовых рукавицах компании в 2020 году оказался владелец цеха по производству полуфабрикатов. «Водоканал» обвинил его в серьёзном загрязнении сточных вод: экспертиза якобы показала зашкаливающее количество железа и фенола. При этом предприятие в тот момент не работало, а единственные неполадки были связаны с неисправным сливным бачком.
Предприниматель не стал мириться с несправедливыми обвинениями в свой адрес и штрафами. Он провёл независимую экспертизу в Центре стандартизации, и результаты его шокировали: показатели загрязнения оказались в десятки, а иногда и в сотни раз ниже тех, что предоставил «Водоканал». Так, содержание железа у коммунальщиков составило 1,79 миллиграмма на литр, тогда как в ЦСМ – всего 0,0029 миллиграмма на литр.
«По фенолу вообще чудеса – его можно обнаружить в цехах по довольно сложному производству древесно-стружечных плит, на химпроизводствах, но никак не в производстве пельменей. Фенолу неоткуда там взяться», – пишет «Номер один».
Бабр был слегка обескуражен, читая данную новость, поскольку вырисовывается парадоксальная картина. Пока малый бизнес, производящий вполне безобидные продукты, загоняют в угол, крупные промышленные предприятия, являющиеся реальными источниками загрязнения, остаются в тени. Взять тот же Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод (ЛВРЗ) – родитель фенольного озера в центре столицы. Почему к нему не приковано столь пристальное внимание?
На территории одного из промышленных гигантов Бурятии десятилетиями скапливались нефтяные и каменноугольные отходы, включая смолы и фенолы. Герметизации и инженерной защиты не было, часть массы ушла в почвы и подземные воды и периодически попадала в реку Уду, далее – в Селенгу и Байкал. Эта проблема получила огласку только в начале 2000-х. И спустя двадцатилетие вопрос о рекультивации отстойника до сих пор открыт. А руководство ЛВРЗ продолжает делать вид, будто это не его зона ответственности.
Да, суды ещё в середине 2010-х обязали «Желдорреммаш» и РЖД обезвредить фенольное озеро. В 2016 году решение Верховного суда Бурятии даже подтвердило эти требования. Однако ни одного обязательство выполнено не было, дело тянется годами. Только в конце 2023 года «Желдорреммаш» и РЖД заключили соглашение с «Росатомом» для разработки проектной документации и инженерных изысканий, а в июле 2025 года проект ФЭО обсуждался на публичных слушаниях.
Автор: Аксель Дронов
Фото из альбома "Улан-Удэ. Фенольное озеро" © Фотобанк "RuBabr"
ЛВРЗ не просто так стал практически безучастным в судьбе фенольного озера. В разное время часть прав на участок с токсичными отходами завод начал передавать и продавать другим компаниям. Были использованы и другие уловки, например, затягивание судебных разбирательств и поиск «безопасной» технологии утилизации отстойника, которая годами проходит экспертизы.
Что в итоге мы имеем? Крупное предприятие успешно уклоняется от ответственности, малый бизнес разоряется из-за необоснованных штрафов, а жители города продолжают дышать отравленным воздухом и пить загрязнённую воду.
Столб пыли поднялся во время сильного ветра над фенольным озером. Август 2025-го
Фото: Бабр, тг-канал «Народный Фронт Республика Бурятия»