Про попов на "Гелендвагенах" и высший разум
Честно говоря, давно наблюдаю за спором «верующих» и «атеистов» (в кавычках не случайно), и не только на страницах «Газеты», но и в реальной жизни. Вот и хочу тоже высказаться.
Любой спор надо начинать с определения понятий. И тут хотелось бы выделить три составляющие вещи, лежащие в основе того, что имеет отношение к религии: это вера как нематериальный объект, как система ценностей, как внутреннее состояние самого человека, это религия сама по себе (или культ) как совокупность регламентированных действий, обрядов, правил и т.д., и это церковь как государственный институт.
Эти три компонента (вера, религия и церковь) представляют из себя весьма различные вещи, и когда люди спорят о религии, они смешивают эти понятия, чего категорически делать нельзя.
Вера – это понятие индивидуальное. Без веры человек жить не может, и тут прав был один из авторов, который назвал ее поддержкой жизненных сил, некоей мотивацией. И не важно, во что человек верит (или в кого), важно, что он соблюдает моральные принципы (или, как называют это верующие, «не грешит»). Религия (в частности, Православие) воспринимается мною как неотъемлемая часть истории и культуры моего народа.
Несомненно, можно долго спорить о том, чего больше было в Православии – вреда или пользы, он отрицать огромное влияние религии на наш менталитет невозможно.
Другой вопрос, что более глубокое изучение вопросов становления Христианства, его истоков, истории развития на Руси и т.д. не позволяет сказать, что эта вера истинно наша и что она просветила русский народ. Более глубокое изучение – имею ввиду поглубже, чем жития святых и «официальная» карамзинская история, описывающие Церковь как мессию, спасшую Русь из языческого плена.
Церковь как государственный институт я не воспринимаю. Тем более функционирующий чисто как коммерческая организация.
По работе приходилось сталкиваться и с попами на гелендвагенах (вспомните хотя бы аварию с участием «святейшего» патриарха, который вылетал из Храма Христа Спасителя на своем бронированном «Мерседесе»), и с операциями по беспошлинному импорту алкоголя и сигарет РПЦ, объемы которых, поверьте мне, просто гигантские… Те же священники, которые действительно верят в Бога, как правило, самые убогие и работают на голом энтузиазме в каких-нибудь заброшенных приходах, где в компании жаждущих обрести Царство Божие отстраивают разрушенную коммуняками церковь.
Не надо мешать понятия, господа. Сначала выработайте свое отношение к каждому из понятий, а потом начинайте спор.
Я восхищаюсь прекрасными памятниками церковной архитектуры (и не только православной!), я ношу крестик 12 века, который передается из поколение в поколение, я знаю несколько славянских диалектов и бывал в древнейших монастырях Сербии, Болгарии и Греции… Я верю в то, что есть Высший Разум. И действительно не важно, как вы его назовете – Буддой, Яхве, Христом или Аллахом. Тем более что Христианство и Ислам являются лишь выбракованными детьми Иудаизма…
Но я не могу понять и оправдать зверств, которые совершались с благословения Церкви, я не могу понять оболванивае людей.
Я смеюсь над абсурдом и кашей церковных праздников (например, Покров празднуем, забывая, что Богородица спасла Константинополь от осаждавших ее Русов), я не могу поститься, потому что весной организму нужен белок… Я не понимаю, почему Христианство лучше язычества (с точки зрения морали, а не государственного строительства). Наконец, я не верю, что диалог между Богом и Человеком можно вести на языке, который человек не понимает (при этом я лично этот язык знаю).
Быдла хватает везде – как среди верующих, так и «в миру». И еще не известно, чья зашоренность страшнее – читающего только Евангелие или смотрящего только «Аншлаг».
Людьми надо быть. И жить по закону. Не по Божьему и не по чекистскому. А по моральному.