Главное оружие женщины-милиционера - свисток
Сейчас никого не удивляет бизнес-леди, женщина-депутат, женщина-таксист, а вот женщина-милиционер невольно вызывает бурю чувств: от умиления до уважения. Но мало кто знает, что в Иркутске существовал и женский взвод ГАИ.
В послевоенное время в областном центре был создан отдельный дивизион регулирования уличного движения (ОДРУД), переименованный в 1971 г. в отдельный дивизион дорожного надзора милиции Иркутского облисполкома. И в это время в ГАИ стали приходить на работу девушки. Работали они наравне с мужчинами. Перед отбытием в Москву бывший начальник УВД генерал Иванов предложил руководству батальона объединить женщин в один взвод. Но этот взвод существовал недолго. В начале 80-х гг. от него осталось 4 человека. В настоящее время из бывшего взвода в ГАИ работают два человека: Ольга Русина и полковник Наталья Мартынюк.
Наталья Мартынюк: настоящий полковник
Наталья Мартынюк вспоминает, что выбор был сделан в школе — служить в милиции. Одноклассник, старший в классе, на почве ревности к матери убил деревенского киномеханика. С тех пор девочка ни о какой другой профессии не думала.
— В 1975 г. по инициативе начальника УВД генерала Иванова в ГАИ стали принимать на должность инспекторов ДПС девушек. Меня взяли сначала стажером, потом инспектором дорожного надзора.
Их было более 20 человек. Отдельного женского взвода еще не существовало, все девчонки проходили службу в разных взводах. Мартынюк была зачислена в Ленинский. Позже женщин объединили во взвод и приобрели для них одинаковую обувь.
— В те времена с этим были проблемы. Женскую обувь почему-то нам не выдавали, на службу ходили кто в чем. Для нас оборудовали бытовую комнату, где девчонки могли привести себя в порядок перед заступлением в наряд. Много времени уделялось строевой, боевой и физической подготовке. Были очень частыми подъемы по тревоге при проведении учений по ГО. Было, конечно, много казусов в работе.
Помню, как-то инспектор Верхозина под форменный тулуп надела длинное вечернее платье, так как после смены собиралась пойти на новогодний вечер. А инспектор Быргазова однажды применила известный всем запрещенный прием в отношении водителя: он решил показать себя перед толпой зевак, собравшихся во время общения инспектора с водителем. Или, например, руководство дивизиона при проведении инструктажей иногда выводило девчонок из строя и требовало смыть яркий макияж.
В 1979 г. Наталью Мартынюк назначили на должность инспектора по административной практике. Но перед этим потребовалось сдать экзамен по знанию приказа, определяего в то время административное производство в ГАИ.
— Мне вручили приказ, карандаш и сказали, что я должна самостоятельно изучить его и карандашом выделить основные требования. Утром я вернула командиру приказ. Изучив мои подчеркивания, он сказал, что быть мне офицером.
Инспектор Мартынюк дослужилась до полковника.
Ольга Русина: из токарей — в инспектора
— Еще в школе я мечтала служить в милиции — работать следователем. По комсомольской путевке от ИЗТМ, где работала токарем, была направлена на службу в МВД. С августа 1977 года была зачислена инспектором дорожного надзора в дивизион ГАИ.
Ольга рассказывает, что в первый день службы, когда наблюдала на плотине ГЭС за работой своего наставника Татьяны Харченко, ей было странно и непонятно, для чего инспектор останавливает машину, проверяет документы у водителя.
— Мне казалось, что неудобно отрывать водителя от работы и отнимать у него время. Потом все поняла.
Молодым сотрудникам было с кого брать пример — в ГАИ служили отчаянные ребята.
— Я помню один из случаев задержания, которое провел Юра Васильев на плотине ГЭС. Водитель не подчинился требованию остановиться и, прибавив скорость, промчался мимо. Инспектора на автомашине стали преследовать его. Когда машины поравнялись, Юра, открыв дверь служебной машины, на ходу прыгнул, остановил автомобиль, задержал пьяного водителя. Это, конечно, было по-геройски!
После 6 лет службы на линии, по окончании школы МВД, Русину назначили на должность инспектора административной практики, на кабинетную работу. А в 1985 году она была переведена в группу дознания ОБДПС по рассмотрению дорожно-транспортных происшествий. И Ольга признается, что сначала было страшновато: от этой работы уже конкретно зависели судьбы людей...
Валентина Григорьева: "Инспектор — это романтично"
— После школы я работала в трамвайном депо водителем. Осенью 1975 г. у нас появился инспектор кадров из ГАИ, агитировавший девчонок депо на работу инспекторами ДПС. Мы с Катей Лосевой решили попробовать, устроились в мае 1976 года в Кировский взвод...
11 лет Валентина Григорьева работала инспектором ДПС на линии. В июле 1999 г. закончила службу инспектором по административной практике Свердловского РОВД.
— Самой романтичной, конечно, была работа в должности инспектора ДПС. Приходилось сталкиваться с разными людьми и попадать в комические ситуации. Как-то, например, столкнулись автомобиль с трамваем. А водитель автомобиля вдруг заявляет, что, если бы трамвай отвернул на полметра, столкновения удалось бы избежать. Или, например, возле роддома на улице Бограда был установлен знак, запрещающий въезд грузовому транспорту, а все водители грузовиков как специально ехали под этот знак. Выяснилось — едут в роддом навестить жен.
В батальоне Валентина нашла своего спутника жизни, тоже инспектора ДПС, они работали в одном взводе. Сегодня пенсионерка Валентина Алексеевна занимается садоводством и воспитанием внучки Елизаветы.
Наталья Гланц: не поладила с водителями скорой
В 1970 году она пришла в ГАИ на должность машинистки. Но на этом решила не останавливаться и пошла служить инспектором ДПС. Работала с протоколами, обучала инспекторов, а когда численный состав увеличился до 100 человек, у нее появилась своя группа инспекторов.
— Так я проработала 13 лет и получила офицерскую должность. Коллектив был преимущественно мужской, но все коллеги относились ко мне с уважением и вниманием. Да и с водителями на моей практике было всего два неприятных случая, и оба с водителями скорой. Один просто проигнорировал мое требование остановиться и пролетел мимо, а второй, после того как подвез меня рано утром до ГАИ, потребовал плату и нагрубил.
Они не знали, что за хрупкую девушку есть кому постоять. Первого водителя подняли на смех на работе, и он просто уволился по собственному желанию, а второй еще долго извинялся.
— Я простила, но его уволили с работы. Вот так строго раньше карались нарушители. Но я никогда не пряталась за спины коллег, всегда могла постоять за себя. Даже оружие было — пистолет Макарова. Впрочем, чемпионом по стрельбе я не была, пользоваться пистолетом мне не приходилось. Главное оружие женщины-милиционера — свисток: и внимание привлекает, и носить не тяжело.
Потом Наталья перешла на службу в городское управление ГАИ старшим инспектором ДПС и розыска. После 30 лет службы, на память от которой остались медали, она вышла на пенсию. Предлагают вернуться. Но она решила, что настало время пожить в свое удовольствие: будильник заводить не нужно, о службе голова не болит, есть время отдохнуть и заняться собой.