Взятки истребят как класс, так и вуз
Доклад ЮНЕСКО: коррупция в образовательной сфере серьезно угрожает всем странам.
В ХХI веке знание, образование, наука могут пасть жертвами коррупции, если государства не примут решительных мер против этого зла. Такой вывод делают авторы доклада ЮНЕСКО, который представлен в парижской штаб-квартире этой специализированной организации ООН в среду 6 июня.
Воруют бюджетные средства, выделяемые на образование, мошенничают с оценкой знаний и талантов везде — в бедных странах Африки и Южной Азии и богатой Америке, в коммунистическом Китае и демократической Европе. Свои особенности — на постсоветском пространстве. Правда, Россия лишь вскользь упоминается на более чем 300 страницах солидного исследования под названием «Коррумпированные школы, коррумпированные университеты — что делать?». Видимо, с коррупцией в нашей системе образования больших проблем нет. Читаем пространные заметки о результатах опросов среди студентов Молдавии, Болгарии, Хорватии и Сербии, ректоров и деканов частных вузов Украины, о том, как борются против коррупции в университетах Китая, Южной Кореи, как торгуют экзаменационными билетами в Шотландии, какие жесткие наказания введены законами некоторых штатов США…
Везде народное образование — один из самых больших кусков пирога публичной сферы: 20—30 процентов бюджетных расходов. То есть за него платит все общество, а пользуются только учебные заведения и учащиеся. Точнее, им-то общество и платит, желая иметь образованную элиту, но значительная часть средств до конечного потребителя не доходит, разворовывается по пути. До 80 процентов. Возмущается по этому поводу в основном налогоплательщик развитых стран, сознавая себя обворованным, а в бедной Африке или на постсоветском пространстве он привычно молчит.
По определению ЮНЕСКО, есть политическая коррупция, когда для получения места в администрации или других льгот требуется не уровень знания, а членство в нужной партии. Есть законодательная коррупция, когда парламентарии продают голоса лоббистам из бизнеса. Есть административная, когда чиновник за взятку подписывает с частником контракты или дает налоговые льготы. Бюрократическая, когда бюрократу приплачивают, чтобы ускорить прохождение бумаги или, наоборот, затормозить судебное расследование. Это не обязательно наличность: протекция, особое отношение.
В развитых рыночных экономиках и западных демократиях наибольший урон общественному карману приносят заключенные за взятку, без конкурса контракты на строительство, ремонт и содержание школьных и университетских зданий, за поставку наглядных пособий и даже школьных завтраков.
В странах с «государственническими» традициями главное зло — «мошенничество в академической сфере». Проще говоря, торговля оценками, местами в вузах, дипломами, диссертациями. Не нам объяснять, что это такое. Справедливости ради надо заметить, что и в Америке можно купить в интернете готовую дипломную работу.
Доклад ЮНЕСКО дает некоторые рецепты защиты системы образования от коррупции. Главный и универсальный — открытость, учет, плюрализм и общественный контроль. Если преподаватели, учащиеся и родители будут знать, что им выделяют из казны и как это расходуется, они не дадут себя дурить. Второе — привлечь независимых исполнителей или бесстрастную информатику туда, где простой смертный может не устоять перед соблазном.
В числе положительных примеров упомянуты Киргизия и Азербайджан, Украина и Грузия. В Киргизии прием единого выпускного экзамена с 2003 года доверен независимой, более того, иностранной компании, «Drummond and De Young». Результаты понравились самым широким слоям населения страны: это обеспечило справедливый прием в вузы и справедливое распределение стипендий. Азербайджан создал независимую комиссию по приему в вузы. Там все поручено бесстрастному компьютеру: от составления тестов, обработки результатов до оповещения абитуриентов об их зачислении. Похожие меры стали недавно вводить Украина и Грузия.
Про Россию в докладе ЮНЕСКО написана единственная привлекающая внимание фраза: «Взятки настолько поразили институты, что они практически разрушаются».