"Колбаса лучше демократии". Алексей Мазур о прямой линии президента
Судя по прямой линии с Владимиром Путиным, по вопросам, которые ему задавались гражданами, столпившимся у телекамер, людей, недовольных руководством Владимира Путина, в Росси не осталось.
Наших сограждан интересовало, сколько денег им еще дадут, будут ли контролировать цены, почему одним помогают больше, а другим меньше.
Владимир Путин терпеливо и дотошно объяснял, что именно делается в том или ином направлении, приводя убедительные цифры.
Как оказалось, предыдущий вечер Владимир Путин посвятил «подготовке к работе» - читал данные статистики, готовясь к прямой линии. Об этом он признался, отвечая на вопрос о победе российской сборной по футболу над Англией - объяснил, почему смотрел матч лишь частично.
В целом прямая линия прошла «ровно». Граждане спрашивали о социальных проблемах, президент рассказывал, как они решаются, или будут решаться, и перечислял достигнутые успехи, обещая, в тоже время, не успокаиваться и не останавливаться.
Не было привычных по прямым эфирам прошлых лет угроз в адрес нерадивых чиновников, не было показательных оргвыводов по ходу беседы. В целом прямая линия была похожа на начало предвыборной кампании, которая несколько раз упоминалась. В частности, Владимир Путин объяснил, что такое «План Путина» - это план, разработанный многочисленными экспертами из правительства, Госдумы и Совета Федерации, который неправильно вот так вот персонифицировать. Сразу вспоминается, как Иосиф Сталин отвечал заезжему западному литератору, почему в Москве так много его портретов – нельзя же людям запретить их вешать, если они хотят?
Глядя на прямую линию, на людей, полных восторга от общения с президентом (апофеозом стал звонок бабушки, которая сначала не верила, что дозвонилась до Путина, а потом взахлеб сказала «Спасибо вам за все!» и бросила трубку), поневоле задумаешься – а в Сталине ли было дело? Культ личности создает не столько тиран, сколько народ. Один философ заметил по этому поводу – если обывателю предложить выбрать между палкой колбасы и демократией, он выберет колбасу.
Среди вопросов, задаваемых Владимиру Путину, не было вопросов о том, почему нет выборов губернаторов, почему выборы в Госдуму стали партийными, почему исчезло независимое телевидение. Пара вопросов про коррупцию (с ответом Путина «надо создавать нетерпимое отношение к коррупции в обществе» - в этом вопросе Владимир Путин уповает на общество), один – зачем нам в ВТО?
Может, где-нибудь к телекамерам и не пускали «экстремистов и радикалов», но дело, конечно же, не в этом. Нашим согражданам действительно надо колбасу, а не демократию.
Владимир Путин в ходе линии выглядел идеальным президентом. Он никого не обидел, входил в положение каждого и объяснял, что положение каждого если не улучшается прямо сейчас, то улучшится в ближайшем будущем.
Но насколько бы ни был хорош Владимир Путин, остается вопрос – а какие государственные институты он сейчас создает? Где зреют и вынашиваются решения? Кто отбирает кадры? Кто будет следующим правителем России и откуда он возьмется? Речь идет, конечно, не о «выборах», а о реальном механизме власти. А этот реальный механизм вызывает большие подозрения – ведь он скрыт, никому не известен и не всегда предсказуем.
Россия сегодня утрачивает остатки демократических институтов. На ближайших выборах будет создана «полуторопартийная» система на базе «Единой России», в которую, несомненно, вольется вся чиновническая каста. Но «Единая Россия» - это не институт власти. Это большой загон для начальников.
А что будет за этим загоном после 2008-го года – вот это вопрос.
P. S. Хоть я и не звонил Владимиру Путину в ходе прямой линии, но у меня тоже есть вопрос к президенту, точнее, просьба:
Владимир Владимирович! На 1-м канале анонсировали продолжение сериала «Остаться в живых», повторили предыдущие сезоны и… не стали показывать продолжение. Уже два месяца прошло. И это – государственный канал! Обращаю Ваше внимание, Владимир Владимирович, на то, что подобное обращение с телезрителями подрывает доверие телезрителей (а они ведь не просто телезрители, они – Ваши избиратели!) к государственным институтам вообще и к национальным проектам – в частности. Прошу Вас призвать руководство 1-го канала к порядку и показать утаенные серии сериала «Остаться в живых» до окончания избирательной кампании.