Выбрали без фанатизма
Иркутская область не стала демонстрировать «бешеную» лояльность.
Как выразился один пиарщик о нынешних выборах, право «коллективно свалять дурака» за родину у россиян появляется раз в четыре года. Иркутская область, по признанию политологов, 2 декабря валяла дурака интеллигентно, со вкусом. Явка была не очень высокой, но такой, чтобы «по голове не настучали». Лояльность партии власти высказали, но без расшибленных лбов. Впрочем, у «Единой России» остался шанс кое-что расшибить, объясняя в генсовете, почему в двух крупных городах её муниципальные кандидаты с треском провалились. А вот главная интрига выборов, похоже, уже разрешена. По информации «Конкурента», и губернатор Александр Тишанин, и мэр Иркутска Владимир Якубовский от мандатов депутатов Госдумы отказались.
Интеллигентный процент
Чувство гражданского долга у населения проснулось ближе к обеду. Ещё в 12 часов явка на выборах была чуть более 4%, а через два часа выросла в восемь раз. На участках возникли крупные «пробки». К 20 часам стало ясно, что активность 2003 года превышена почти на 13% и составила 58,47% (в среду заявили уже о 59,08%). Однако, как отметил один из сотрудников штаба «Единой России», «всех меряют по прошлым выборам, а нас — по референдуму». А тот дал явку почти на 10% выше. Но политолог Олег Воронин уверен, что «референдум — не показатель: там обсуждался близкий, «домашний» вопрос, а выборы в Госдуму — тема весьма отвлечённая».
Регион недотянул и до средней «температуры» по стране около 5%, а по Сибири дал одну из самых низких явок. Красивый жест доверия, как у Кемеровской области — в 76,2%, у нас не получился. Впрочем, от «своеобразного» региона, четыре года назад изумившего президента нелояльностью, никто подвигов и не ждал. Как выразился один из иркутских пиар-технологов, «область слишком интеллигентна, чтобы давать бешеный процент». Область оказалась настолько интеллигентна, что дала голосование по СПС 1,53% при общероссийском 1%. А Иркутск вообще подошёл к планке Питера, вверив либералам 2,5%. Впрочем, второе место ЛДПР (11,49%) явно показало, насколько был растерян избиратель.
«Конечно, здорово было бы увидеть явку в 62-63%, но северные территории не потянули, около 0,5% мы проиграли за счёт тех, кто ушёл, увидев на участках очереди», — рассказал «Конкуренту» один из чиновников администрации Иркутской области. «Сравните с Питером, там вообще еле преодолели 50%», — заметил глава фракции «ЕР» в областном парламенте Сергей Мутовин.
В штабе «Единой России» банкетная комната в день голосования была заперта на замок по личному распоряжению Сергея Мутовина. «Пока первые пять участков не дадут более 50% за «Единую Россию», ни-ни», — по словам одного из сотрудников штаба, заявил он. Участки дали. «Медведи» получили в среднем по области 58,5%. Это почти на 5% ниже, чем по СФО, и на 6% — по России. Однако эксперты в голос говорят, что результат можно назвать «сносным». «По сравнению с 2003 годом голосование за «Единую Россию» в Иркутской области выросло в два раза», — заявил «Конкуренту» секретарь ИРО «ЕР» Константин Зайцев. «Народ думает мозгом, который сосредоточен на двух федеральных каналах, и если бы не скандалы в местных отделениях партии, процент был бы ещё выше», — резюмирует занятый на этой избирательной кампании пиар-специалист.
Многоразовый голос
«Серьёзных» нарушений на выборах не было, заявил на итоговом брифинге глава областной избирательной комиссии Виктор Игнатенко. Партии устроили тотальное перекрёстное наблюдение. В регионе работали около 7 тыс. наблюдателей. Плюс не менее 1 тыс. партийцев вошли в состав избиркомов. 60 человек представляли газету «Гражданский голос», двое — ПАСЕ. Это абсолютный рекорд «наблюдательности» по СФО.
Однако, как считает один из собеседников «Конкурента», явный симптом нынешних выборов — возвращение скрытых «кухонных» настроений. По данным exit-poll (опроса на выходе из избирательных участков) ВЦИОМ, 22,1% россиян отказались говорить, за кого они голосовали (нормой в странах Европы считается 18%). По неофициальным оценкам, цифру молчаливых избирателей можно увеличить ещё на 20%. Это означает, что более трети людей боязно или стыдно озвучить свой выбор, считает один из иркутских социологов.
В штабах политпартий журналистам охотно рассказывали о нарушениях (в основном своих противников), но в избиркоме была зарегистрирована только одна официальная жалоба по думским выборам и 10 — по муниципальным. Секретарь обкома КПРФ Владимир Примачок рассказал, что 1 декабря жителям нескольких домов в Университетском раздавали вместе с приглашениями на выборы ещё и агитки «Единой России» и СПС. В ответ «Единая Россия» нашла в Свирске председателя избирательного участка №1536 Евгению Труфанову, которая выдала одному человеку пять бюллетеней на всю его семью. В постановлении мирового суда не указывается, за кого собиралась голосовать семья «гражданки Васильевой», но в штабе «ЕР» охотно пояснили — за КПРФ.
Список неофициальных жалоб был куда разнообразнее. Так, 10 наблюдателей от КПРФ, представлявших политический альянс «Другая Россия», были задержаны накануне выборов силовыми органами. Однако коммунисты с жалобой не торопятся. «Надо сначала разобраться, за что их задержали», — заявил второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков.
Добровольно-принудительное голосование на этих выборах причудливо компенсировалось обычным российским раздолбайством. По информации штаба КПРФ, одно из градообразующих предприятий области, не получив права создать у себя участок, вывезло коллектив на автобусах на ТИКи в 6 утра. А в нескольких вузах студентов заставили взять открепительные удостоверения и дружно голосовать на одном участке под чутким оком преподавателей. Боевой пост возле урн заняли и руководители ряда иркутских предприятий. На многих участках людям выдавали листочки-благодарности за участие в выборах. По информации «Конкурента», собрав три таких листочка, в одном иркутском вузе можно было получить билет в НК «Панорама».
Но «административный кулак» достал не всех. В одном из общежитий иркутского Студгородка из 600 временно прописанных в списки были включены только 10. Зато в избиркомах напрасно ждали тех, кто вот уже 2-3 года как живёт в других городах. Один из собеседников «Конкурента» сообщил, что его знакомому удалось проголосовать трижды. Парень просто заявлял, что он «не местный», но очень хочет «отдать голос за Путина». Сработало, по его словам, на трёх участках.
Медвежья услуга
«А что в Ангарске? В Ангарске всё спокойно», — так в день выборов Сергей Мутовин отбивался от журналистов. На следующий день он уже объяснял, почему «медведи» сдали на муниципальных выборах «стратегические» Ангарск и Шелехов. И не кому-нибудь, а бывшим партийцам, которых за неповиновение исключили из партии в ноябре. Тогда ряды единороссов покинули 45 человек, рискнувших выставиться на муниципальных выборах самовыдвижением, тем самым создав конкуренцию официальным кандидатам «ЕР». 20 из них представляли мятежное ангарское местное отделение, которое поддерживается градообразующей тройкой (АУС, АЭХК и АНХК). По предварительным итогам, в Ангарске кандидат от тройки Леонид Михайлов набрал 59,7%, а мэр-единоросс Евгений Канухин — только 26,47%. Ситуация повторилась в Шелехове, где глава города Руслан Болотов проиграл изгнанному из партии помощнику мэра Шелеховского района Юрию Зенину 13,17%. В городе Бодайбо секретарь местной ячейки «ЕР» Виктор Лемешко проиграл районному заму Андрею Дударику 0,98%.
«Я не расцениваю это как проигрыш «Единой России», — заявил Сергей Мутовин «Конкуренту». — В целом по муниципальным выборам мы взяли более двух третей. А доминировать во всех территориях нереально. Кроме того, ведь не враги пришли. Будем строить отношения с ними». «Эта предвыборная порка — медвежья услуга своим же кандидатам, — считает источник «Конкурента» в «Сером доме». — Из партии ушли не только большие, но и более мелкие ребята, которых слушают внизу. Убийство конкуренции — основная ошибка Зайцева».
Первый звонок прозвучал для единороссов ещё на мартовских муниципальных выборах. Тогда «медведям» «чисто» удалось взять только три из пяти своих мандатов. А партиец, глава МО «Бодайбо и район» Александр Абраменко с разгромной цифрой в 60% проиграл неизвестному предпринимателю Евгению Юмашеву.
Наблюдатели полагают, что Ангарск — дежа вю истории в Иркутском районе. Тогдашний мэр района Сергей Зубарев шёл на выборы от «ЕР». Однако вскоре появилась информация, что его противника, тоже единоросса Игоря Наумова, поддержал губернатор. Александр Тишанин, к слову, официально отказался от этого. Однако скандал в семействе иркутских «медведей» разрешился победой Наумова.
На этот раз Александр Тишанин снова сделал неоднозначный ход. Накануне выборов он выступил с речью на АНХК. И эту речь иначе как поддержку Леонида Михайлова трактовать нельзя, уверен собеседник «Конкурента» в Заксобрании. Имидж Евгения Канухина сильно попортили и публичные заявления руководителей тройки градообразующих предприятий — АЭХК, АНХК, АУС — о нападении бойцов «кое-кого, вы сами знаете кого» на агитаторов Леонида Михайлова. А также — легенда о растяжке с гранатой, которую «кое-кто» якобы оставил у машины Михайлова (кстати, жалоб в облизбирком об этом никто так и не направил). Нечто похожее случилось и в Шелехове, когда перед выборами был разбит автомобиль помощника мэра Шелеховского района Юрия Зенина. Но теперь в роли «кое-кого» выступил мэр Руслан Болотов.
«Ангарск и Шелехов в последние годы рванули вперёд, а что будет теперь, никто не знает. Михайлов — человек не вполне самостоятельный. А Зенин — ставленник мэра Шелеховского района Юрия Сюсина», — считает эксперт «Конкурента» в руководстве областного парламента.
Сергей Мутовин держал лицо до конца и заявил, что ИРО никак не пострадает из-за досадных ошибок. Его коллега по руководству «ЕР» был более откровенен. «Генсовет первому и четвёртому номеру в списке по голове точно настучит (эти места занимают Александр Тишанин и Константин Зайцев. — «Конкурент»)», — поделился эксперт с нашим корреспондентом. «Потерять мэрские мандаты в крупных промышленных территориях — это надо суметь, — считает политолог Олег Воронин. — Константин Зайцев, я думаю, понимает, что лучший вариант, чем уход в Госдуму, трудно придумать».
Тайна семи мандатов
Аппетиты на думские мандаты за неделю подскочили почти в 2 раза. 3 декабря Виктор Игнатенко осторожно дал области 4 кресла, а в четверг Константин Зайцев заявил «Конкуренту», что только единороссы возьмут пять. Один мандат точно достаётся КПРФ. Лидер иркутских коммунистов заявил «Конкуренту», что собирается в Думу. Но эксперты считают, что вопрос ещё не решён. И на мандат может также претендовать руководитель аппарата фракции КПРФ в Госдуме прошлого созыва Владимир Поздняков, шедший в списке вторым.
«Натянут кресло со Ставрополья и личному другу Сергея Миронова Ивану Грачёву — первому в иркутском списке «Справедливой России», — считает наш собеседник в руководстве «Единой России». Эксперты уверены, что четыре места «медведям» гарантированы. Если Александр Тишанин и Владимир Якубовский остаются в области, то это Виталий Шуба, Константин Зайцев, Валерий Малеев и Сергей Колесников. Шанс есть и у Татьяны Вороновой.
Константин Зайцев отказался комментировать, кто из списка «ЕР» откажется от кресел в Госдуме. Те, кому мандат не нужен, должны были написать заявления до 9 декабря. Кандидаты на выбывание — губернатор Александр Тишанин, который не раз обещал, что не покинет область, и мэр Иркутска Владимир Якубовский, «железную» путёвку в Госдуму которому обещала партия в лице Сергея Мутовина. Однако, по информации «Конкурента», Владимир Якубовский и Александр Тишанин уже приняли решение отказаться от думских мандатов.