Алексей Мазур: Добро пожаловать в Царство серости!
За прошедший 2007 год политическая система России претерпела качественное изменение. Внимательные наблюдатели и без того отмечали, что в российской политике все меньше места остается людям, имеющим и излагающим свои личные взгляды на происходящее.
Но в 2007 году этот факт стал понятен даже самым глупым и недалеким политикам. Самым темпераментным и бодливым пообломали рога (ряд оппозиционных депутатов Госдумы разного спектра лишились своих кресел – например, Дмитрий Рогозин перестал заигрывать с ДПНИ и едет теперь в Брюссель представлять Россию в НАТО). Несдержанные ранее на язык политики теперь шарахаются от журналистских диктофонов, как чёрт от ладана.
«Брежневизм» в полной мере не вернулся в Россию. От большинства граждан не требуется теперь «единомыслия» (и можно даже голосовать за разные партии!). Но любой участник политического процесса знает: молчание – золото!
Каких бы идеологий не придерживались сегодня политики, но они следуют принципу «ворон ворону глаз не выклюет». Ушли в прошлое разоблачения в коррупции, чемоданы компроматов. Оппозиция сегодня критикует какую-то абстрактную власть, у которой нет ни имен, ни фамилий, стараясь не задевать ту власть, которая близко. Практически не озвучиваются источники финансирования партий.
Ниши для независимых политиков стремительно перекрываются. «Одиночному зубру» теперь не избраться ни в губернаторы, ни в Госдуму. А если кто и прорвется в мэры – уже отработаны механизмы их снятия, как это недавно было в Барабинске Новосибирской области.
Партийная борьба и раньше была бутафорией, отвлекающей взгляд избирателя от реальной политики: распределения денег, постов и влияния в органах исполнительной власти, раздела промышленности, земли, лесов и недр. Но теперь и эта бутафория сведена к «Единой России». Остальные партии – украшение медвежьего стола, вольное или невольное.
Всё, больше нет никаких вопросов – где должен быть человек, желающий политической карьеры? Еще недавно «Родина» претендовала на то, чтобы стать «спецназом президента». Потом «Справедливая Россия» внесла сумятицу, объявив о «второй партии власти». Но теперь – «всё нормально», как привыкли в 70-е, когда у нынешних властителей была комсомольская молодость. Одна партия и вождь во главе. Стабильность и предсказуемость. Главное – успевать колебаться вместе с линией партии и не болтать лишнего.
«Единая Россия», как черная дыра, втягивает в себя различных политиков, которые до того болтались где-то рядом, изображая независимость и самостоятельность, уже попав в поле притяжения партии. Оттуда они еще успевают что-нибудь вякнуть раз или два, после чего замолкают навсегда, сжатые давлением партийных рядов.
В Туве противостояние «Партии Жизни» и «Единой России» закончилось тем, что «оппозиционеры» вернулись в ЕР. В Иркутской области противоборствующие губернатор и спикер законодательного собрания выясняют отношения в «Единой России». В Новосибирской области после невнятной борьбы областной организации «Единой России» с областной администрацией всё закончилось тем, что областная администрация сама стала «Единой Россией», сменив в ней всё руководство. И всё это – «под ковром».
Нет, нельзя сказать, что «единороссы» вообще ничего не говорят. Они или повторяют фразы, сказанные НАВЕРХУ, или отсылают к уполномоченным лицам (впрочем, уполномоченные лица немногим красноречивее). В новосибирской организации «Единой России», например, нет даже пресс-секретаря, к которому можно было бы обратиться за комментарием. Какую-то осмысленную и минимально-информативную точку зрения озвучивают только три человека в новосибирской «Единой России»: Алексей Беспаликов, Сергей Титков и Виктор Игнатов – но очень осторожно. Словоохотливые и достаточно смелые ранее Николай Мочалин и Эдуард Кожемякмн в последнее время всё больше отмалчиваются.
Вряд ли мы услышим теперь что-либо отличное от официоза и от бывших «родинцев-справедливороссов», перешедших в «ЕР» - Михаила Садового и Леонида Боброва.
Система требует лояльности. И каждый в этой системе знает, что он имеет и от кого он это имеет. И что всего этого он может лишиться в случае неверного шага, неверного слова.
«Нам незачем национализировать предприятия, если мы можем национализировать людей» - говорил Гитлер. В России этот тезис блестяще реализован. Нет, у нас, слава богу, не сажают за нелояльность и даже не лишают необходимого. Но если хочешь быть политиком, быть причастен к власти, ее кормушке, привилегиям и возможностям – следуй негласным правилам и будь лоялен.
Конечно, есть много нюансов. В силу инерции еще сохраняются региональные различия и даже партийные. Коммунисты позволяют себе гораздо больше «справедливороссов», а те - свободнее в своих суждениях, чем «единороссы». Но все знают рамки дозволенного, и эти рамки постоянно сужаются.
Независимый политик может опираться лишь на поддержку народа. А при всеобщей апатии довлеющей силой становится бюрократический властный аппарат, снимающий со страны излишки и распределяющий их по своему усмотрению.
Когда-то, в старину, власть захватывали силой и удерживали ее страхом. Сегодня власть захватывают ложью и удерживают обманом. Гуманней, но как-то подлее.
И в части обмана власть перешла в прошлом году Рубикон. Нет, фальсификации на выборах бывали и ранее. В политической среде ходят три упорных слуха:
- Конституция 1993-го года на самом деле не была принята (не было необходимой 50% явки);
- В 1996-м на самом деле победил Зюганов, а не Ельцин;
- В 2000-м году Путину «натянули» победу в первом туре.
(Чувствуете, сколь мощное и несокрушимое основание у современной российской «суверенной демократии»?) Но слухи «к протоколу» не пришьешь. Может, была фальсификация, а может – не была.
На выборах же 2007 года фальсификация была совершенно очевидная и запротоколированная. Почти стопроцентная явка в Чечне и Ингушетии и такое же голосование за «Единую Россию» сразу выглядела анекдотично. Но ее еще можно было бы списать на кавказский менталитет, если бы в Ингушетии не прошла акция «я не голосовал», в ходе которой 54% избирателей подписались под заявлением о том, что они не принимали участие в выборах (а официальная явка – 98%). Вы об этом слышали в наших новостях, или только о нарушениях на выборах в Грузии?
В Интернете фигурируют фотографии протоколов участковых комиссий, которые были составлены при наблюдателях и тех, которые принесли позднее в территориальные участковые комиссии, где цифры за «Единую Россию» отличаются в полтора раза.
В своем административном рвении чиновники забыли, зачем вообще нужны выборы: чтобы можно было при случае напомнить народу: «это вы нас избрали!». Но беда чиновников в том, что они способны осознать только ту задачу, которую спустили сверху. Нужен результат за «Единую Россию» - будет вам результат. То, что победа на таких выборах превращается в фикцию, что через лет пять уже никто и не поверит в то что «Единая Россия» и на самом деле набрала большинство – об этом никто и не думает.
Но это полбеды. Беда в том, что теперь фальсификация станет делом обычным и не только в национальных республиках.
В общем, добро пожаловать в Царство серости, лжи и обмана.