История просвещения в Восточной Сибири
Столица Приангарья была и остается городом просвещенных людей, студентов, ученых.
Первый проблеск образования в Иркутске зародился в 1725 году, когда была открыта школа «для обучения сибирских отроков китайскому и монгольскому языкам, в видах лучшего сближения с соседями». В 1727 году при школе было организовано отделение для обучения славяно-русской грамоте детей, принадлежащих ко всем сословиям. С этого времени школа имела два отделения - монгольское и русское.
В 1730 году на монгольском отделении обучалось 25 человек, на русском - 10. Учителей было двое: Лопсан, после крещения названный Лаврентием Ивановичем Неруновым, и Николай Шелкунов. Оба не владели русским языком. Учеников русского отделения они обучали через переводчика Ивана Пустынникова.
На должность учителя русского языка был выбран посадский человек Иван Павлов Норицын, которого признали способным к учительской должности. В характеристике на него указывалось, что он «человек добрый, не пьяница и словесной грамоте доволен, с недобрыми людьми не знается, и обязуется учить церковничьих и других чинов детей, сколько в школе соберётся, добрым порядком, чтобы было в твёрдости». Его жалованье было 20 руб. в год, Лопсан, как хорошо образованный, получал в пять раз больше.
Как видно, образование в Иркутске возникло по вполне практическим причинам. Далее эта традиция продолжилась.
В 1754 г. в Иркутске открыта Навигацкая школа.
В 1781 г. была открыта градская (городская) школа. Для ее появления были все необходимые условия. Иркутск, как торговый центр Сибири, испытывал необходимость в светском образовании больше, чем другие города этого края. Однако школы находились в тяжёлых условиях, поскольку развитию школьной сети не уделялось должного внимания, и первая градская школа просуществовала всего 8 лет.
Следует признать, что учебное дело в Восточной Сибири до 1860-х гг. развивалось крайне медленно, особенно до начала XIX в. Причин этого было много, но главнейшими являлись особенно три:
1. Прежде всего, огромным тормозом для развития просвещения было отсутствие в течение долгого времени компетентной центральной власти, ведавшей учебными заведениями.
2. Другой и тоже серьёзной причиной, препятствовавшей развитию просвещения в Восточной Сибири, был недостаток учителей. В отношении учителей дело всегда обстояло более или менее плохо.
3. К числу причин, задерживавших рост учебного дела в Восточной Сибири, следует ещё отнести: незначительность средств, отпускавшихся на народное образование, невежество и инертность общества, отсутствие сознания необходимости просвещения.
Создание транссибирской железной дороги и переселение значительной части народных масс в Сибирь изменило характер экономической жизни сибирского населения. Вскоре за окнами иркутских домов замелькали совсем другие времена...
Владимир Титов,
кандидат исторических наук