«Горючее горе»
Хорошо в России: там якобы много бедных, но мало голодных. В мире есть десятки стран, которые такой благодатью похвалиться не могут.
Я иногда захожу на портал телеканала Си-Эн-Эн, когда хочу пощекотать себе нервы. Особо злорадным рекомендую страничку «Продовольственный кризис». Есть там живые картинки, из которых явствует, что в XXI веке по планете шествует натуральный голодомор. На огромном пространстве от Гаити до Сенегала, от Египта до Филиппин вспыхивают стихийные беспорядки, в ходе которых обезумевшие от недоедания толпы пытаются громить продуктовые лабазы и вступают в потасовки из-за зернышек, подобранных в сухой африканской пыли.
Что происходит в мире, где еще недавно чего-чего, а прокорма было вдоволь? Тенденция налицо: цены пшеницы и риса повысились за последние пару лет вдвое, цены соевых бобов, растительного масла, кукурузы – процентов на 80. Столь же крутой рост цен сохранится как минимум до 2015 года, ободряют нас специалисты. В результате уже сейчас сто миллионов человек, только-только выкарабкавшихся из беспросветной нищеты, вернулись в исходное состояние.
Как же так? А вот так: из-за дороговизны нефтепродуктов круто пошла в гору стоимость грузовых перевозок, равно как и цена искусственных удобрений. Подрос уровень жизни китайцев и индийцев, а с ними и представления о правильном питании – теперь им горсти риса на год не хватает. А сытый Китай голодному Третьему миру не верит!
Главная же причина, как на днях подчеркнул президент Всемирного банка Роберт Зеллик, заключается в том, что колоссальные массы сельхозпродукции просто переводятся, точнее, перегоняются в биотопливо, которое затем добавляется в автомобильное горючее. Согласно расхожему поверью, такое добавление биоэтанола должно было радикально снизить объем углекислых соединений в выхлопных газах и спасти климат от парникового эффекта. В противном случае миру угрожали бы все известные «казни египетские», и в первую очередь массовый голод. Как это обычно случается, активисты подзабыли о том, что есть еще в природе закон непредвиденных последствий, а тот сбою не дает. Биоэтанол не только не снизил выбросы парниковых газов, но, напротив, заметно загрязнил собой атмосферу. Попутно скукожились в размерах бразильские джунгли, вырубаемые под посевные площади. Зато массовый голод из категории вероятных угроз очень быстро стал ежедневной телехроникой.
Совсем недавно Евросоюз принял обязательство в срок до 2020 года довести долю биомассы в общем объеме потребляемого топлива до 10 процентов. Что теперь прикажете делать с этим дерзновенным планом? Активистов, бегущих впереди прогресса, происходящее не слишком обескуражило – они уже обвинили в мошенничестве тех, кто лоббирует производителей биомассы, и потребовали от Брюсселя отмены вредного обязательства, прервав его восхваление буквально на полуслове. Теперь они требуют ради спасения человечества восстановить запущенную ядерную энергетику.
Человек не всегда способен отличить крупное везение от непрухи. Это сейчас картошечка да с селедочкой, да под водочку, считается продуктом самым что ни на есть исконно русским. А когда заставляли крестьян средней полосы и Приуралья силой высаживать картофель вместо привычной капусты, это вызвало череду волнений, вошедших в историю под названием «картофельные бунты». И было это не при царе Горохе, а всего лишь при Yиколае I . А сегодня карибские и африканские мужики потрясают топорами и дрекольем, добиваясь права выращивать картофель, из которого, в отличие от пшеницы, биомассы не выжмешь. Зато кушать можно.