Религиозные истоки культуры
По правде говоря, меня удивляет, что до сих пор никто не высказал мысль, которую я намерен изложить и аргументировать в данной колонке. Хватит дебатировать о том, нужно ли преподавать в школах "Основы православной культуры", как отнесутся к этому семьи, которые исповедуют ислам, иудаизм, буддизм. Эти споры способны лишь посеять рознь в нашем обществе, обострить религиозную нетерпимость.
Вместо этого я предлагаю ввести в школьную программу курс "Религиозные основы национальной культуры", построенный на сравнительном анализе существующих в нашей стране вероучений. Это углубит взаимопонимание и взаимное уважение между теми, кто их исповедует, поможет молодому поколению яснее представлять себе, как различные религиозные истоки слились в единую реку российской национальной культуры.
Мне понятны побуждения тех, кто призывает преподавать в школах "Основы православной культуры". Будучи востоковедом, я знаю, благодаря чему в Китае мирно уживаются конфуцианство, даосизм и буддизм, а в Японии с этими "тремя великими учениями" соседствует еще и синтоизм. Но чем больше я углублялся в религии Востока, тем острее ощущал свою безграмотность в основах христианства вообще и православия в частности. Из-за чего смотрел на шедевры мирового искусства, посвященные библейским сюжетам, как баран на новые ворота.
К сравнительному изучению религий призывала еще наша соотечественница Елена Блаватская. В годы перестройки я первым дерзнул реабилитировать ее имя на Центральном телевидении. Основоположница теософии, или "науки о божественной мудрости", утверждала, что в различных верованиях сконцентрирован нравственный опыт многих поколений.
Глубже знать суть соседствующих на российской земле вероучений - путь к религиозной терпимости, к подлинному уважению свободы совести. Более того, если за дело возьмутся профессиональные богословы, они наверняка выявят в соперничающих религиях много сходного. Это прежде всего их гуманистическая направленность, призыв проявлять любовь и сострадание к ближнему. Ведь данная мысль проходит красной нитью через священные книги христиан, иудеев, мусульман, буддистов, конфуцианцев.
"Чего не желаешь себе - не делай людям". Эти слова, сказанные Конфуцием двадцать пять веков назад, спустя пять столетий стали одним из основополагающих заветов Христа (он лишь поменял местами начало и конец приведенной фразы). А уж об общих местах христианства и иудаизма, которых объединяет Ветхий Завет и заповеди пророка Моисея, россияне знают гораздо больше.
Одним словом, нашим школьникам было бы полезно изучать не только православную культуру, но и основы других существующих в России вероучений, чтобы четче представлять себе как их сходства, так и различия.
Подчас мы недостаточно сознаем, сколь тесно переплетены корни различных национальных культур и сколь близки питающие их религиозные истоки. Более тысячи лет самым крупным храмом в христианском мире считался Софийский собор в Константинополе. В 1453 году городом завладели турки и превратили его в мечеть. Они замазали известью мозаики и фрески под куполом, пристроили четыре минарета. Однако характерные черты византийского христианского храма сохранились в неизменности. И что самое парадоксальное - они доныне тиражируются по всему миру как эталон мусульманской мечети.
Противоположный пример - старинные католические церкви в мексиканском городе Пуэбло. Геометрический орнамент их облицованных керамикой стен, голубые купола с изображением луны и звезд - все это поразительно напоминает древние мечети Самарканда. Дело в том, что испанские конкистадоры когда-то пришли в Мексику из Кордобы, жители которой особенно долго находились под властью мавров и пропитались мусульманской культурой. А ведь христианство и ислам - пожалуй, наиболее конфронтирующие друг с другом религии.
Я согласен с тем, что сказал недавно Евгений Примаков на презентации своей книги "Мир после 11 сентября". По его словам, нельзя допустить, чтобы существовавший в годы "холодной войны" раскол мира по идеологическому принципу (капитализм - коммунизм) сменился разделением мира по цивилизационно-религиозному принципу (христианство - ислам). Это не только нарушило бы глобальную и региональную стабильность, но и вызвало бы внутренние распри в многонациональных, многоконфессиональных государствах, к числу которых относится и Россия.
Ввести в российских школах курс "Религиозные истоки национальной культуры" означало бы укрепить у молодого поколения иммунитет против национального и религиозного шовинизма, духовно сплотить наше общество, воспитать уважительное отношение к нашей евразийской истории.
обозреватель "Российской газеты"