Козлиная охота
О мертвых — или хорошо или никак.
Поэтому именами трясти не буду. Известно, что группа высших чиновников отправилась на «охоту» — с вертолета расстреливать (чуть не из пулемета) каких-то козлов, занесенных в красную книгу.
Природа «отмстила неразумным хазарам» за бедных козлов — вертолет врезался в землю.
Бог судья…
Но вся эта история — вроде уменьшенной копии истории РФ последних месяцев, скажем.
Еще более высокие чиновники тоже рвутся «поохотиться на козлов» — тоже с вертолета да из пулемета. Вертолет пока еще не врезался, но трясет его сильно. Мы это ощущаем — сами находимся в том же вертолете. Большинству пассажиров пока что этот вид спорта очень нравится, активно болеют за своих, гогочут над «козлами» внизу. Но нравится — не нравится, а врезаться все равно больно будет… Если, конечно, врежемся.
А шансы врезаться при каждом новом вираже растут в геометрической прогрессии.
Никакой симпатии к Саакашвили-Ющенко я не испытываю, совсем наоборот.
Но «козлы» или «не козлы», они меня волнуют очень мало — пусть о них думают те, кто их избирал. А вот охота на них меня — как и всех граждан России — касается прямо.
Аппетит приходит во время еды, особенно если приходится встать не наевшись. Так и случилось после «полупобеды» над Грузией. Главная цель не достигнута, Саакашвили остался, а трофей в виде грязного и тяжелого чемодана с оторванной ручкой выглядит, честно говоря, как издевательство.
В такой ситуации можно или опомниться и сказать себе «хорош чудить!» — или удвоить ставку. Поскольку уничтожены обратные связи не только с российским обществом (впрочем, какие же связи могут быть с разлагающимся трупом?), но и вообще с окружающей реальностью, с окружающим миром, то, разумеется, было принято второе решение. Еще круче себя показать, мир удивить.
Идея газовой трубой оглоушить Ющенко, «а тут и наши подойдут», власть сменится на «пророссийскую», война закончится полной викторией, провалилась очень быстро: наших на Украине не оказалось. Реального политического землетрясения от удара трубой не вышло. Наоборот, проклятая труба как-то вывернулась бумерангом… Это похоже на то, как если бы во время знаменитых упражнений десантника с кирпичом он не раскалывается, а на голове выскакивает здоровенная шишка. Пренеприятное положение, откровенно сказать… Как из него выходить — еще менее понятно, чем в случае с Грузией.
Пока что мир разинув рот смотрит на экранизацию Достоевского: как Россия и Украина истерически решают вечный русский вопрос «кто виноват?», проваливаются в дурную бесконечность психопатического выяснения отношений, где каждая реплика тут же порождает новую реплику партнера.
Забавно. Где-то даже мило — не только Достоевский, но, пожалуй, и Гоголь нашел бы богатую пищу. Очаровательны и эротические фантазии: кто кого и как поставит в любимую позу «на колени». Принуждение к коленям…
Итак, спектакль задался. Но цена — все видят — совсем несоразмерная.
В самом лучшем случае — потеря репутации Газпрома, что обернется постепенным (3-5 лет) и не критичным снижением его доли на европейском рынке газа. Потеряем десятки миллиардов — если крупно повезет. Но «везилка кончилась»…
Если же не повезет, то дело хуже.
Тут вариантов много.
Например, Украина отдает свой «Нафтогаз» ЕС (скажем, в аренду на 99 лет, изменив свой закон). И России большое облегчение выходит — не надо ломать голову с упрямо-жадными хохлами. Мы на границе РФ-Украина продаем свой газ… Украине, а она потом — по соглашению со странами ЕС — торгует им дальше, с Европой. (Деньги же Украине на покупку газа у России предоставит та же Европа.)
Лепота! Ни забот, ни хлопот… Россия почти приблизится к туркменскому раю — до сих пор Туркмения именно так продавала газ России. Правда, Туркмения хочет из такого положения выйти, старается приблизиться к конечному потребителю, для этого старается поучаствовать в Набукко. Вот дураки! Ищут хлопот себе на шею… А мы, наоборот, имеем шанс от лишних забот освободиться.
Следующим этапом освобождения могла бы стать передача в аренду Европе наших собственных газопроводов, а то и месторождений… Горя не знаем: снимаем чистую ренту — и пусть потом европейцы ломают голову над транспортировкой, добычей и т.д.
Хорошо — без лишних тяжестей легче с колен вставать. Свободного времени на громкие размышления касательно своей особой духовности и остального, так сказать, непонятого величия становится еще больше.
Это один вариант развития событий, когда Россия оказывается по сути дела «третьей лишней» перед союзом ЕС с Украиной. Это вам не «вступление Украины в НАТО». Экономический, газовый альянс ЕС с Украиной означает «энергетическую кастрацию» России, обрубание ее газовых щупалец, ее реальную изоляцию, отбрасывание от Европы до восточных границ Украины.
Между тем такой вариант совсем не фантастический — по крайней мере, куда менее фантастический, чем вариант союза ЕС с Россией.
Безусловно, ЕС испытывает примерно равное… недоумение… в отношении России и Украины. Но у Украины амбиций меньше, Европе легче ее контролировать. Ровно поэтому: если уж приходится выбирать между двумя… чудиками… то лучше тот, кто послабее.
Самое интересное, что, возможно, к шагам в этом направлении ЕС подталкивает сам Путин! Нельзя определенно говорить, не зная деталей, но его идея «газового консорциума», где ЕС будет сам решать вопросы транзита с Украиной, очень похожа на выход Газпрома из ситуации, в которую мы сами себя завели…
Только выход — из окна на улицу.
Но, как бы то ни было, картина интересная.
Можно испортить свои внешнеполитические позиции (правда, со всеми соседями сразу — от Азербайджана до Прибалтики — это, в общем, тоже не так-то просто…). Но казалось, что испортить Газпром просто технически невозможно. Конструкция нам в наследство досталась уж больно простая и совершенная. Газ — труба — евро. Где тут приложить фантазию?
«Теория не вправе ставить предел дерзанию» (Клаузевиц). Оказывается, при должном размахе можно и кирпич развинтить, и Газпром в ступор загнать.
Самоутверждение с вертолета успешно продолжается. Заходим, кажется, на новый вираж. Жутко любопытно — какой именно?